Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края, гражданское дело N 2-541/2021, УИД 22RS0068-01-2020-007067-28 по иску Халиной Светланы Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав представителя истца Халиной С.В. - адвоката Сысоева И.Н, действующего по ордеру, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Халина С.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле (далее также - УПФР в г. Барнауле) о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований Халина С.В. указала, что 6 августа 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой во вредных и тяжёлых условиях труда.
Решением УПФР в г. Барнауле от 19 августа 2020 г. N в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием необходимого для назначения пенсии специального стажа, не включены в специальный стаж истца периоды работы:
- на Усть-Каменогорском заводе металлоконструкций в качестве (должности) машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1997 г. по 31 мая 1994 г, с 29 мая 1997 г. по 31 декабря 1997 г, по тем основаниям, что документы, подтверждающие право на досрочное назначение страховой пенсии машинистам башенного крана на территории Республики Казахстана не поступили, - в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" в качестве (должности) машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1998 г. по 30 апреля 2010 г, с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г, в связи с тем, что 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий в Республике Казахстан отменено. Кроме того, за периоды работы с 1 января 2013 г. по 20 июля 2016 г. нет сведений об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Халина С.В. считает данное решение в части невключения в её специальный стаж вышеуказанных периодов незаконным.
Указывает, что вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
Таким образом, отмена на территории Республики Казахстан с 1 января 1998 г. института досрочных пенсий, в данном случае не имеет значения, поскольку как указано выше, не может учитываться в качестве основания не включения в специальный стаж периодов работы.
Согласно копии трудовой книжки: с 4 июля 1988 г. она принята на Усть-Каменогорский завод металлоконструкций в цех обработки машинистом мостового и козлового кранов 3 разряда; 29 июня 2005 г. по результатам аттестации подтверждён 3 разряд машиниста мостового и козлового кранов; 1 апреля 2008 г. присвоен 4 разряд машиниста мостового и козлового кранов; 30 апреля 2010 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника; 4 мая 2010 г. она была принята по трудовому договору в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций-Имсталькон" машинистом мостового крана 4 разряда; 31 августа 2016 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Из справки уточняющей особый характер работы и условия труда, и подтверждающей постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками от 28 июня 2019 г. следует, что она работала полный рабочий день в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций-Имсталькон" с 4 июля 1988 г. по 30 апреля 2010 г. и с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г. в качестве машиниста мостового и козлового кранов во вредных и тяжёлых условиях.
Согласно справке от 28 июня 2019 г. она работала в эти периоды на малярно-транспортном участке машинистом мостового и козлового кранов 3, 4 разряда. Управляла мостовыми и козловыми кранами грузоподъёмностью свыше 15 т, выполняла работу по перемещению заготовок, приспособлений, кантованию металлоконструкций, установке и снятию деталей на станки, а также выполнение работ по монтажу технологического оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий.
При включении (зачёте) в специальный стаж спорных периодов работы общей продолжительностью 22 года 6 месяцев 16 дней (3 года 4 месяца 30 дней+7 месяцев 2 дня+12 лет 3 месяца 29 дней+6 лет 2 месяца 16 дней), а также с учётом периода 2 года 5 месяцев 27 дней, признанного ответчиком, специальный стаж работы Халиной С.В. составит 25 лет 12 дней, то есть больше требуемого 15 летнего для досрочного назначения пенсии. В связи с чем имеются основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости с 25 августа 2020 г, после достижения возраста 50 лет.
Ссылаясь на эти обстоятельства, Халина С.В. просила суд возложить на ответчика обязанность включить (зачесть) в специальный стаж, дающий право на досрочное страховой пенсии по старости, периоды работы в Усть- Каменогорском заводе металлоконструкций в качестве (должности) машиниста козлового крана с 1 января 1991 г. по 31 мая 1994 г, с 29 мая 1997 г. по 31 декабря 1997 г.; в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" в качестве (должности) машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1998 г. по 30 апреля 2010 г.; с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г.; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 25 августа 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 декабря 2021 г, исковые требования Халиной С.В. удовлетворены.
На УПФР в г. Барнауле возложена обязанность включить в специальный стаж работы Халиной С.В, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы на Усть-Каменогорском заводе металлоконструкций в качестве машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1991 г. по 31 мая 1994 г, с 29 мая 1997 г. по 31 декабря 1997 г, в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" в качестве машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1998 г. по 30 апреля 2010 г, с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г, назначить Халиной С.В. досрочную пенсию с 25 августа 2020 г.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 октября 2021 г. произведена в порядке процессуального правопреемства замена ответчика УПФР в г. Барнаула на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю просит отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 декабря 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н. определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённым способом, о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определённом месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населённого пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 1996 года, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путём направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Халина С.В. на момент обращения к ответчику и в настоящее время является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в г. Барнауле.
Халина С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 22 августа 2016 г.
Из трудовой книжки Халиной С.В. следует, что 4 июля 1998 г. она принята в Усть-Каменогорский завод металлоконструкций в цех обработки машинистом мостового и козлового кранов; 30 апреля 2010 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника; 4 мая 2010 г. Халина С.В. принята в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций -Имсталькон" машинистом мостового крана; 20 июля 2016 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
6 августа 2020 г. Халина С.В. обратилась в УПФР в г. Барнауле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Барнауле от 19 августа 2020 г. N Халиной С.В. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По представленным документам страховой стаж Халиной С.В. составил 30 лет 10 месяцев 12 дней, специальный стаж по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 2 года 5 месяцев 27 дней.
В специальный стаж по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы с 1 января 1991 г. по 31 мая 1994 г, с 29 мая 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве машиниста мостового и козлового крана, поскольку документы, подтверждающие право на досрочное назначение страховой пенсии машинистам башенного крана на территории Республики Казахстан не поступили.
Также в специальный стаж не включены периоды работы Халиной С.В. с 1 января 1998 г. по 30 апреля 2010 г, с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г. в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" в качестве машиниста мостового и козлового крана, поскольку в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. отменено назначение досрочных пенсий, за период работы с 1 января 2013 г. по 20 июля 2016 г. нет сведений об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд Российской Федерации, что предусмотрено частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно справке от 28 июня 2019 г. N ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон", уточняющей особый характер работы, Халина С.В. работала полный рабочий день в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" с 4 июля 1988 г. по 30 апреля 2010 г, с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г. в должности машиниста мостового и козлового кранов, управляла мостовыми и козловыми кранами грузоподъёмностью свыше 15тн, выполняла работу по перемещению заготовок, приспособлений, кантованию металлоконструкций и т.д, в особых условиях труда во вредных и тяжёлых условиях труда, что даёт право на льготное пенсионное обеспечение согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указаны сведения о правопреемстве после Усть-Каменогорского завода металлоконструкций.
Аналогичная по содержанию справка, уточняющая особый характер работы Халиной С.В, от 21 мая 2020 г. N представлена ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" ответчику.
В справках ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" от 28 июня 2019 г. N имеются сведения о заработке, учитываемом при исчислении пенсии за период с июля 1988 г. по декабрь 1993 г, с января 1994 г. по декабрь 1997 г. В справке ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" от 28 сентября 2016 г. о заработной плате за период с августа 2015 года по июль 2016 года имеются сведения об обязательных пенсионных взносах.
Информация об уплате за Халину С.В. обязательных пенсионных взносов была представлена в пенсионный орган Центральным филиалом НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения" письмом от 10 апреля 2019 г. N. В представленных оборотах по транзитным счетам вкладчика в отношении Халиной С.В. имеются сведения об уплате взносов АО "Завод металлоконструкций Имсталькон", ТОО "УКЗМК - Имсталькон" за период с 18 февраля 1998 г. по 24 августа 2016 г. в АО "Единый накопительный пенсионный фонд". Также информация об уплате за истца взносов на индивидуальный пенсионный счёт с 1998 года по 2016 год была представлена филиалом АО "ЕНПФ" в г. Алматы, Центральным филиалом НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения" в адрес истца согласно письма от 14 декабря 2020 г. с приложением выписки по счёту, письма от 31 декабря 2020 г. с приложением оборотов по транзитным счетам вкладчика. Аналогичная по содержанию информация представлена в адрес суда в порядке исполнения международного поручения.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные Халиной С.В. требования, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств, руководствуясь приведёнными выше нормативными положениями, регулирующими порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пришёл к выводу о том, что спорные периоды работы истца на Усть-Каменогорском заводе металлоконструкций в качестве машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1991 г. по 31 мая 1994 г, с 29 мая 1997 г. по 31 декабря 1997 г, в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" в качестве машиниста мостового и козлового крана с 1 января 1998 г. по 30 апреля 2010 г, с 4 мая 2010 г. по 20 июля 2016 г. подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды Халина С.В. работала в должностях машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, что следует из информации работодателя в справках, уточняющих особый характер труда, что даёт ей право на досрочное назначение пенсии по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в спорные периоды работы работодателями за застрахованное лицо Халину С.В. уплачивались взносы на пенсионное обеспечение на территории Республики Казахстан.
Принимая во внимание, что с учётом периодов работы, зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке и спорных периодов работы продолжительность специального страхового стажа Халиной С.В. составила 22 года 6 месяцев 20 дней, что значительно более требуемого специального стажа 15 лет, возраста 50 лет истец достигла 24 августа 2020 г, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Халина С.В. имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 августа 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению с спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды работы истца после 1 января 2013 г. не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в работодателем истца не уплачивались страховые взносы по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд Российской Федерации, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в действующей редакции, установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В период с 1 января 2013 г. по 20 июля 2016 г. трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Казахстан.
Республика Казахстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьёй 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Следовательно, само Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился пенсионер, то есть его нормы носят отсылочный характер и, соответственно, суду надлежит применять законодательство Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период работы истца в ТОО "Усть-Каменогорский завод металлоконструкций - Имсталькон" в период с 1 января 2013 г. по 20 июля 2016 г. за истца уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, занятость истца на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости подтверждена совокупностью представленных доказательств, в связи с чем спорные периоды работы истца обоснованно включены судом в подсчёт специального страхового стажа.
При этом суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что периоды работы истца после 1 января 2013 г. подлежат включению в специальный стаж только при условии уплаты соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, обоснованно исходил из того, что при работе и проживании истца на территории Республики Казахстан - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. возможность такой уплаты страховых взносов не предусмотрена.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.