Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умыскова Н.Г., рассмотрев гражданское дело N2-561/2016 (УИД N04RS0004-01-2016-000516-82) по заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия, ФСИН России о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, по кассационной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия, ФСИН России на определение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 30 декабря 2021 г., апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г.
установила:
представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия, ФСИН России Прокудина Т.П. обратилась в суд с заявлением об отсрочке до 31 декабря 2022 г. исполнения решения Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 1 июля 2016 г, которым частично удовлетворены исковые требования Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, мотивируя требования отсутствием надлежащего финансирования.
Определением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 30 декабря 2021 г. в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г. определение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 30 декабря 2021 г. оставлено без изменения, частная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные постановления. В обоснование заявленных требований ссылается на отсутствие свободных площадей и надлежащего финансирования на указанные цели.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 ГПК РФ, без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что основания для отмены судебных постановлений, по доводам жалобы, отсутствуют.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений норм материального и процессуального права не было допущено при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. исковые требования Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены частично, на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1", Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия, Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность:
- обеспечить все общежития отрядов Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатами быта, постирочными и сушилками; обеспечить мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода в соответствии с требованиями приказа Минюста России "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" от ДД.ММ.ГГГГ N;
- обеспечить отряды N комнатами отдыха;
- комнаты для хранения личных вещей отрядов N стеллажами с закрывающимися ячейками либо шкафами с антресолями;
- комнаты для умывания отрядов N оборудовать умывальниками в количестве не менее 1 на 10 осужденных;
- комнаты для умывания всех отрядов оборудовать ножными ваннами;
- туалеты отрядов N оборудовать унитазами в количестве не менее 1 на 15 осужденных;
- туалеты всех отрядов оборудовать лотковыми писсуарами в количестве не менее 1 на 15 осужденных;
- привести количество осужденных в отрядах N в соответствие с нормативными актами Минюста России в пределах 50-100 человек;
- создать не менее 6 комнат для проведения длительных свиданий;
- обеспечить помещение для проведения свиданий детской комнатой, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания.
Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия в 2-х месячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести расчет потребности в денежных средствах на создание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РБ необходимого количества вышеуказанных комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарным узлом при комнате ожидания, и довести его до сведения УФСИН России по Республике Бурятия.
Обязать УФСИН России по Республике Бурятия в месячный срок со дня поступления соответствующего расчета потребности в денежных средствах запросить из ФСИН России необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РБ вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.
Обязать ФСИН России в 6-тимесячный срок выделить УФСИН России по Республике Бурятия необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.
Обязать УФСИН России по Республике Бурятия незамедлительно при поступлении соответствующего финансирования выделить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия необходимые денежные средства на создание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия вышеперечисленных комнат, инвентаря и помещений.
Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия при поступлении необходимого финансирования создать в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Бурятия необходимое количество комнат в помещениях отрядов, инвентаря, помещений для размещения отрядов, комнат для проведения длительных; свиданий, детской комнаты, кладовой и санитарный узел при комнате ожидания.
В удовлетворении исковых требований Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия ответчиков отказано.
Решение вступило в силу, после чего неоднократно ответчикам предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, которое к настоящему времени полностью так и не исполнено.
Согласно последнему заявлению о предоставлении отсрочки и материалам дела не выполнено, следовательно, во исполнение решения суда каждый отряд необходимо оборудовать комнатами быта; постирочными и сушилками; комнатами отдыха; комнатами для проведения длительных свиданий; помещениями для проведения свиданий детской комнатой, кладовой, для чего необходимо строительство и реконструкция дополнительных площадей. Для чего включение объектов Учреждения возможно лишь после утверждения новой федеральной целевой программы после 2026 года.
Отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 203, 434 ГПК РФ, с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, исходил из того, что по истечении более 5 лет решение суда ответчиками так и не исполнено, суду не представлено обоснования и доказательств, подтверждающих обоснованность предоставления отсрочки на указанный в заявлении срок - до 31 декабря 2022 г, и что к данному сроку решение будет исполнено, при этом недостаточное финансирование не является основанием для отсрочки исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. При этом, исходил из того, что доводы заявления о недостаточном финансировании исполнения судебного решения на протяжении нескольких лет и тяжелом финансовом положении являются необоснованными, при предоставлении неоднократно отсрочек судом, заявителем не предпринималось всех необходимых исчерпывающих действий по исполнению судебного решения от 1 июля 2016 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в силу положений статьи 379.7 ГПК РФ не находит оснований для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку нарушений норм процессуального права судами не допущено.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Так, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". С учетом этого, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке исполнения судебного решения суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Таким образом, основания для отсрочки и рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N467-О, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Иными словами, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные инстанции в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ исследовали и дали надлежащую оценку доводам ответчика и представленным доказательствам в подтверждение наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.
При рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что основания для отсрочки (рассрочки) должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного акта. Вместе с тем, стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, а отсутствие денежных средств и бюджетного финансирования на данные цели не относится к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
Доводы кассатора, изложенные в настоящей жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и по существу сводятся к несогласию с принятыми судебными постановлениями. Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств, не свидетельствуют о наличии в оспариваемых постановлениях судов нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Учитывая длительное неисполнение судебного постановления, предоставление должнику отсрочки его исполнения повлечет за собой нарушение принципа обязательности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, разумности сроков судопроизводства, обеспечения баланса прав и законных интересов сторон, нарушение предусмотренных законом прав граждан, отбывающих наказание.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 30 декабря 2021 г, апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 2 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Республике Бурятия, ФСИН России - без удовлетворения.
Судья Н.Г. Умыскова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.