Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Ковалевской В.В, Шабаловой О.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0013-01-2020-003177-48 по иску Дурбалова О.М. к ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу об обязании включить в число участников подпрограммы по кассационной жалобе представителя Дурбалова О.М. - Юшкова Л.С. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения Дурбалова О.М, представителя Дурбалова О.М. - Юшкова Л.С, представителя ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу - Яландаева А.В,
УСТАНОВИЛА:
Дурбалова О.М. обратилась с иском к ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу о включении в число участников подпрограммы. В обоснование требований истицей указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ОУХД КП-11 ГУФСИН РОССИИ по Кемеровской области ею подано заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. в 2016 г.
В связи с чем в соответствии с приказом N 2 от 06 марта 2015 г. "О назначении ответственных лиц" создана жилищно-бытовая комиссия, где согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии постановлено включить ее на 2016 г. в состав участников подпрограммы на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N пункт 5 подпункт "б" "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
Основанием включения в состав участников программы послужило то, что истица проживает в "адрес". Данный поселок входит в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 г. N 1291-р, из которых переселение граждан осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
При включении в список участников ответчиком было проведено обследование ее жилищных условий, о чем был составлен акт проверки жилищных условий заявителя в 2015 г. В заключении комиссии указано о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также Дурбалова О.М. была предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ N, выданная Ортонским территориальным управлением Администрации Междуреченского городского округа о том, что она состоит на регистрационном учете в "адрес".
Затем истицей ежегодно подавались заявления о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
ДД.ММ.ГГГГ Дурбалова О.М. подано очередное заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в 2021 г. в связи с тем, что относится к категории переселенцы. Избранное место жительства - Новосибирская область. ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было принято, о чем свидетельствует резолюция на заявлении.
Позднее истицей была получена выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой было принято решение об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы в связи с непредставлением или неполным представлением документов, указанных в пункте 19 Правил, в частности, отсутствует справка о проживании на территории поселка, и отказе во включении в список граждан - участников ведомственной целевой программы на 2021 г.
Однако фактически Дурбалова О.М. продолжает проживать в "адрес", но в другом жилом помещении, поскольку в том жилом помещении, где проживала ранее, жить невозможно; данный дом разрушен. В протоколе заседания комиссии указано, что в марте 2020 г. при проверке учетных дел было выявлено, что отсутствует справка о проживании на территории "адрес". Проверка проводилась оперативными службами учреждений органов УИС.
Документов, подтверждающих проведение проверки, к выписке из протокола, не приложено. В связи с чем, ответчику было направлено заявление о предоставлении копии ее учетного дела, а также результатов проверки фактического проживания Дурбалова О.М, Дурбалова Э.А, Дурбаловой А.А. на территории "адрес".
В октябре 2020 г. от ответчика поступила копия учетного дела, однако результаты проверки фактического проживания семьи Дурбаловых на территории "адрес" предоставлены не были. С данным решением истица не согласна, поскольку фактически по настоящее время продолжает проживать в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Ортонского ТУАМГО выдана справка о том, что истица зарегистрирована по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Помимо этого, у Дурбалова О.М. отсутствуют в собственности объекты недвижимости, в связи с чем, она в первую очередь имеет право на жилищный сертификат.
С учетом уточнения исковых требований истица просила суд:
- признать незаконным решение заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы;
- обязать ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу включить ее в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" в 2021 г. по категории переселенцы;
- установить факт ее проживания на территории поселка Ортон "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01 сентября 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Дурбалова О.М. - Юшкова Л.С. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, судами неверно определены существенные для дела обстоятельства, что привело к вынесению неправильных судебных постановлений. В равной степени, как полагает податель жалобы, выводы судов не основаны на собранных по делу доказательствах. Так, суды не учли, что при принятии на учет Дурбалова О.М. предоставлялась справка от ДД.ММ.ГГГГ о фактическом проживании истицы на территории "адрес", и ответчику данной справки было достаточно, чтобы поставить Дурбалова О.М. на учет. В настоящее время в материалах дела также имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ, которая была предоставлена ответчику, о том, что Дурбалова О.М. с 2003 г. по настоящее время проживает на территории "адрес". Таким образом, вывод суда о том, что Дурбалова О.М. не проживает на территории "адрес" с 2005 г, противоречит материалам дела.
В судебном заседании Дурбалова О.М. и её представитель - Юшкова Л.С. доводы кассационной жалобы поддержали; представитель ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу - Яландаева А.В. против удовлетворения жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2012 года N 2065-р пос.Ортон Междуреченского района Кемеровской области относится к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, из которых переселение граждан осуществляется с предоставлением за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно представленным в материалы дела справкам ГУФСИН России по Кемеровской области Дурбалова О.М. работала в учреждении ВД-30/23 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, повара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Учреждение переименовано в ФКУ с особыми условиями хозяйственной деятельности "Колония-поселение" N ГУ ФСИН по "адрес".
Согласно архивной справке ГУ ФСИН России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ Дурбалова О.М. уволена с ДД.ММ.ГГГГ по статье 31 Кодекса законов о труде Российской Федерации (по собственному желанию).
На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации N 144 от ДД.ММ.ГГГГ "О ликвидации федерального казенного учреждения "Колония-поселение N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" учреждение ликвидировано, правопреемником выступило ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу.
Согласно представленным в дела копиям материалов из учетного дела Дурбалова О.М, ДД.ММ.ГГГГ Дурбалова О.М. подано заявление в ФКУ ОУХД КП-11 ГУФСИН РОССИИ по Кемеровской области о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. в 2016 г. (л.д. 27 т. 1), а аналогичные заявления о включении в состав участников подпрограммы Дурбалова О.М. подавала на 2017, 2019, 2015-2020, 2021 гг. (л.д. 28-34 т. 1).
В соответствии с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ "О назначении ответственных лиц" создана жилищно-бытовая комиссия в целях организации работы по получению государственных жилищных сертификатов гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, во исполнение приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Актом проверки жилищных условий заявителя Дурбалова О.М. комиссией установлено, что жилой дом в "адрес" является ветхим. Заключением комиссии семья Дурбалова О.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, Дурбалова О.М. включена в состав участников подпрограммы на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N пункт 5 подпункт "б" "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. В протоколе заседания указано, что Дурбалова О.М. проживает в "адрес". Данный поселок входит в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, из которых переселение граждан осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
С ДД.ММ.ГГГГ Дурбалова О.М. зарегистрирована в "адрес", ее дети - также с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из домовой книги (похозяйственного учета N) "адрес", карточек регистрации истицы и членов ее семьи по месту жительства (л.д. 42 т. 1). При этом адрес дома в домовой книге не указан; позднее дому присвоен адрес "адрес", о чем пояснил свидетель Фаткуллин М.Я. Указанный дом в настоящее время статуса не имеет, при передаче жилфонда в муниципальную собственность с баланса УН 1612/11 ГУИН МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ указанный дом не передан (выписка и книги похозяйственного учета Ортонского ТУ АМГО - л.д. 26 т. 1). Из показаний свидетелей следует, что дом разрушен.
Согласно представленному в материалы дела Протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия рассмотрела сформированные учетные дела граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с целью сформировать списки граждан-участников основного мероприятия на 2021 г. на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, далее - Правила); Порядком и сроками формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в УИС и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, утвержденными Приказом ФСИН России от 02 марта 2018 г. N (далее - Порядок), ежегодно ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу формирует список граждан - участников на планируемый год, на основании поданных заявлений граждан. В соответствии с пунктом 2 Правил участие в основном мероприятии добровольное.
В марте 2020 г. при проверке учетных дел, с целью включения граждан в список - участников ведомственной целевой программы, было выявлено, что в учетных делах граждан, отсутствует обязательный документ - справка о проживании на территории поселка (глава 2 пункт 19 (а) Правил), согласно пункту 5 Порядка данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России но результатам проверки проживания гражданина на территории поселка. В соответствии с пунктом 7 Порядка проверка проводится оперативными службами учреждений или органов УИС, а также они осуществляют проверку сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
Данные граждане, были признаны подлежащими переселению в 2014-2016 гг, документы принимались жилищно-бытовыми комиссиями ФКУ КП-11 ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Кемеровской области. Сотрудники сами являлись жителями "адрес". На данный момент в учреждение поступает информация об отсутствии в поселке некоторых граждан, ранее признанных участниками основного мероприятия. В ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу было направлено письмо, с просьбой провести проверку фактического проживания граждан и членов их семей на территории "адрес", а также фактического наличия жилых домов на территории "адрес", планируемых к сдаче, и сведений, содержащихся в учетных делах граждан - участников ведомственной целевой программы.
В результате проверки УСБ ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу фактического проживания на территории "адрес" Кузбасс лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов на приобретение или строительство жилья, и членов их семей, а так же фактического наличия жилых домов на территории поселка, планируемых к сдаче, не подтверждено фактическое проживание на территории "адрес" - Кузбасса Дурбалова О.М. (на протяжении 15 лет проживает в "адрес"). Фактическое проживание членов ее семьи: сына Дурбалова Э.А, дочери Дурбаловой А.А, на территории "адрес" не подтверждено; члены семьи проживают в "адрес". Таким образом, справка о фактическом проживании на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы Дурбалова О.М. (состав семьи 3 человека) не выдана.
В соответствии с пунктом 20 Порядка граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в пункте 4 настоящего Порядка, представляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании па территории поселка (пункт 19 (а) Правил). Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.
Комиссией принято решение: в связи с тем, что в учетном деле отсутствует справка о проживании на территории поселка (глава 3 пункт 19 (а) Правил), которая согласно пункту 5 Порядка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка. Согласно результатам проведенной проверки данный гражданин и члены его семьи на территории "адрес" не проживают длительное время, т.е. фактическое место жительства на территории поселка у них не подтверждено, справка не может быть предоставлена.
На основании пункта 22 (б) Правил принято решение отказать в признании гражданина участником ведомственной целевой программы, в связи с непредставлением или неполным представлением документов, указанных в пункте 19 Правил, и не включать в список граждан - участников ведомственной целевой программы на 2021 г: Дурбалова О.М, состав семьи 3 человека.
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, БТИ "адрес" сведения о каких-либо правах истца и членов его семьи на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца и показаний свидетелей, в настоящее время истица с семьей не проживают в "адрес", поскольку дом разрушен.
Согласно представленной выписке из книги похозяйственного учета N Ортонского ТУ АМГО "адрес" года постройки, стоял на балансе Учреждения ЦН1612/11 ГУИН МЮ РФ по Кемеровской области; при передаче жилфонда в муниципальную собственность ДД.ММ.ГГГГ передан не был.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 названного Постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.
Согласно абзацу 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
В соответствии с абзацем 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют также граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В силу пункта 19 вышеназванных Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию "адрес", в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N с приложением следующих документов:
Из приведенных норм следует, что участвовать в подпрограмме имеют право лишь определенные категории граждан, и только граждане, имеющие такое право, могут обратиться в соответствии с пунктом 19 Правил с заявлением и приложенными к нему документами.
Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы, в соответствии с пунктом 22 Правил, является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 9 Приказа ФСИН России от 02 марта 2018 г. N 181 "Об утверждении порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе основаниями для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия являются:
1) несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах;
2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета
В соответствии с пунктом 5 Порядка граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в пункте 4 настоящего Порядка, представляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка (приложение N к настоящему Порядку). Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что наличие у истицы и членов семьи истца регистрации в "адрес" при невыполнении условий о предоставлении справки, отсутствии надлежащих доказательств о фактическом проживании в "адрес", в том числе, и на момент вынесения оспариваемого решения ФКУ ЛИУ-16 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ, не может свидетельствовать об их праве на участие в подпрограмме по категории "граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности". Как следствие, суды не нашли правовых оснований признать данное решение незаконным и установить факт проживания истицы в "адрес" в период с 2003 г. по 2020 г.
Приведенные выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 01 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Дурбалова О.М. - Юшкова Л.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.