Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-453/2021 (УИД 38RS0021-01-2021-000344-91) по иску прокурора Слюдянского района, действующего в интересах Рудых Виктора Александровича к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании признать право на получение меры социальной поддержки, произвести социальную выплату, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Слюдянского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах Рудых Виктора Александровича (далее по тексту - Рудых В.А, истец) к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" (далее по тексту - ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району", ответчик), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании признать право на получение меры социальной поддержки, произвести социальную выплату.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Слюдянского района проведена проверка по обращению Рудых В.А, в ходе которой установлено, что ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" отказано во включении его в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий по причине того, что удостоверение ветерана боевых действий получено Рудых В.А. 2 марта 2005 г, в связи с чем, право на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе по обеспечению жильем, возникло у Рудых В.А. после 1 января 2005 г, а именно со 2 марта 2005 г. Таким образом, обеспечить Рудых В.А. жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не представляется возможным.
Кроме того, установлено, что постановлением исполняющего обязанности главы администрации г. Слюдянка от 22 февраля 2002 г. N "О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", Рудых В.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий в "данные изъяты". Рудых В.А. жилья не имеет. С 2002 года по настоящее время меры социальной поддержки по обеспечению жильем ему не предоставлялись. Удостоверение ветерана Рудых В.А. получил 2 марта 2005 г, является ветераном боевых действий, встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди 21 февраля 2002 г, то есть до 1 января 2005 г, и у него с 1 января 2004 г. возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана боевых действий. Вместе с тем, социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения до настоящего времени не получена Рудых В.А.
С учетом изложенного прокурор Слюдянского района Иркутской области просил суд признать незаконным отказ ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" во включении Рудых В.А. в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" признать право Рудых В.А. на меру социальной поддержки и включить его в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произвести Рудых В.А. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2021 г. исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" во включении Рудых В.А. в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения. На ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району" возложена обязанность признать право Рудых В.А. на меру социальной поддержки и включить его в список претендентов на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения. На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность произвести Рудых В.А. социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит отменить решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, постановлением исполняющего обязанности главы администрации г. Слюдянка от 22 февраля 2002 г. N Рудых В.А. - участник боевых действий в "адрес", состав семьи 4 человека, принят на учет и внесен в списки общего и внеочередного предоставления жилья.
Согласно военному билету номер N N Рудых В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 24 июня 2001 г. по 28 ноября 2001 г. выполнял специальные задачи в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории "адрес" и прилегающих к ней регионов "адрес". В боевых действиях участвовал. Имеет право на льготы.
В справке N от 6 августа 2002 г, выданной военным комиссариатом Слюдянского района, указано, что Рудых В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 24 июня 2001 г. по 28 ноября 2001 г. принимал участие в контртеррористической операции в составе ОГВ(С) на территории "адрес".
Согласно паспорту Рудых В.А. зарегистрирован по адресу: "адрес".
Удостоверение ветерана боевых действий серии N N выдано 2 марта 2005 г. Рудых В.А. военным комиссариатом Слюдянского района.
Рудых В.А. обратился в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" по вопросу предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Как следует из ответа ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району" от 8 сентября 2020 г. N в списках отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, переданных администрацией Слюдянского муниципального образования по акту приема-передачи, значатся персональные данные Рудых В.А. с датой постановки на учет 22 февраля 2002 г. Удостоверение ветерана боевых действий выдано 25 февраля 2005 г. Право на меры социальной поддержки возникло после 1 января 2005 г. Поэтому обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не представляется возможным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия у Рудых В.А. права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет он являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времен выдачи удостоверения.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее по тексту - Перечень) приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" (далее по тексту - Закон Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ) мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется отдельным категориям граждан, указанным в статье 2 настоящего Закона (далее - граждане), в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее - социальная выплата).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. N 6-ОЗ предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.
Предоставление социальных выплат гражданам, относящимся к категории инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ)), производится вне очереди.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Указанное правовое регулирование свидетельствует о том, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Установив, что Рудых В.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, выводы судов о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что статус ветерана боевых действий подтверждается с момента получения соответствующего удостоверения, в отсутствие такого удостоверения у истца не могло возникнуть право на льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, равно как и не могло возникнуть право на постановку его на учет на улучшение жилищных условий в рамках Федерального закона "О ветеранах" до момента выдачи удостоверения не могут служить основанием для отмены принятых судебных решений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2018 г. N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Рудых В.А. данным критериям соответствует, что в дальнейшем было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Как следует из материалов дела, условие о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Рудых В.А. соблюдено.
Мера социальной поддержки в виде обеспечения Рудых В.А, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г, гарантируется Федеральным законом "О ветеранах" вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом.
Поскольку с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий Рудых В.А. обратился до 1 января 2005 г, в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у Рудых В.А. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах" являются правильными и соответствующими действующему правовому регулированию и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено, в связи с чем принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.