Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3774/2021 (УИД 38RS0032-01-2021-005153-19) по иску Плотниковой Елены Валерьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Плотниковой Елены Валерьевны на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Плотникова Елена Валерьевна (далее по тексту - Плотникова Е.В.) обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ГУ - ОПФР по Иркутской области, пенсионный фонд) о признании незаконным и отмене решения от 9 мая 2021 г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включении в суммарную продолжительность льготного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 10 июля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в должности слесаря КИП цех КИП ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" Нефтеперерабатывающий завод, включении в суммарную продолжительность льготного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 1 января 1991 г. по 28 февраля 1994 г. в должности прибориста 3 разряда цеха КИП участка по ремонту и обслуживанию КИПиА на технологических установках НПЗ код 198 (144406) ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" Нефтеперерабатывающий завод, обязании назначить пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 мая 2021 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество Ангарская Нефтехимическая компания.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г, исковые требования Плотниковой Е.В. оставлены без удовлетворения.
Плотникова Е.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г. отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов кассационной жалобы Плотникова Е.В. указала на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. По ее мнению, судами неверно и не в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства. Общий страховой стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, согласно сведениям о состоянии лицевого счета, составляет 33 года 3 месяца и 23 дня. Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении иска не принял во внимание, что в указанный период времени она работала слесарем контрольно-измерительных приборов 3 разряда на НПЗ ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" (в настоящее время АО АНХК), затем данная должность стала называться приборист, в ее обязанности входил ремонт контрольно-измерительных приборов и автоматики в технологических цехах ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" Нефтеперерабатывающий завод. Она обслуживала технологические цеха, а 1 января 1991 г..была переведена прибористом по 3 разряду цеха КИП участка по ремонту и обслуживанию КИПиА на технологических установках НПЗ код 198 (144406), она работала именно на технологических установках, поскольку ее основными обязанностями были ремонт и обслуживание приборов и автоматики на данных установках. Правоотношения, возникшие до 6 октября 1992 г, не требует доказывать тот факт, что она была полный рабочий занята на соответствующих работах, поскольку должность прибориста КИП, входила в список профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Согласно архивной справке от 28 декабря 2016 г..N 222/-92 она находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет с 5 июня 1990 г..по 10 октября 1990 г..- приказ N 83 кз от 8 мая 1990 г..С 11 октября 1990 г..по 10 апреля 1993 г..находилась в отпуске без содержания по уходу за ребенком до 3-х лет - приказ от 15 октября 1991 г..N140 кз. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, входят в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 мая 2021 г. Плотникова Е.В. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от 18 мая 2021 г. N 674 Плотниковой Е.В. отказано в досрочном назначении стразовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (5 лет).
Пенсионным фондом в стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды работы с 10 июля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в должности слесаря КИП цех КИП ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" Нефтеперерабатывающий завод, с 1 января 1991 г. по 28 февраля 1994 г. в должности прибориста 3 разряда цеха КИП участка по ремонту и обслуживанию КИПиА на технологических установках НПЗ код 198 (144406) ПО "Ангарскнефтеоргсинтез" Нефтеперерабатывающий завод.
По подсчетам пенсионного фонда стаж на соответствующих видах работ составил 2 года 3 месяца 19 дней при требуемом 5 лет, страховой стаж составил 33 года 3 месяца 6 дней при требуемом 20 лет.
Не согласившись с решением пенсионного фонда, Плотникова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, пунктами 5, 15 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 29, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со
статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, оценив, представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе записи в трудовой книжке Плотниковой Е.В, согласно которым 10 июля 1986 г..она была принята в цех КИП НПЗ слесарем КИП 3 разряда в ПО "Ангарскнефтеоргсинтез", 1 января 1991 г..переведена прибористом 3 разряда цеха КИП - участка по ремонту и обслуживанию КИП и А на технологических установках НПЗ, 1 марта 1994 г..переведена в цех 12 очистки промышленных сточных вод и оборотного водоснабжения НПЗ машинистом насосных установок 4 разряда, 14 марта 1994 г..уволена в связи с сокращением численности работников; личную карточку, выписки из приказов и приказы работодателя, содержащих аналогичную информацию; ответ от 11 января 2017 г..N 22-00960, подготовленный АО "АНХК", на запрос Плотниковой Е.В. о выдаче справки, уточняющей особый характер работы, в котором указано, что факт работы и выходов в технологические цеха подтверждается соответствующими документами (учетными карточками работы рабочих вспомогательных цехов в действующих, технологических цехах комбината, распоряжениями о закреплении за цехом), документы, подтверждающие работу Плотниковой Е.В. в период с 10 июля 1986 г..по 28 февраля 1994 г..в технологических цехах АО "АНХК" отсутствуют, в связи с чем оснований для подготовки справки о специальном стаже работы не имеется; выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, свидетельствующую о работе Плотниковой Е.В. с 10 июля 1986 г..по 14 марта 1994 г..в Ангарскнефтеоргсинтез машинистом насосных установок, исходил из отсутствия доказательств выполнения истцом работ, предусмотренных Списками N 2, осуществления ею обслуживания и ремонта контрольно-измерительных приборов непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где
основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, то есть в соответствующих цехах.
Установив, что на дату обращения в пенсионный фонд стаж на соответствующих видах работ у Плотниковой Е.В. составил 2 года 3 месяца 19 дней, при требуемом не менее 5 лет, суд пришел к выводу об отсутствии у Плотниковой Е.В. права на досрочное пенсионное обеспечение.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в подразделе "Вспомогательные работы" раздела XI "Химическое производство" предусмотрены рабочие и мастера, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и вентиляции химических цехов и участков химических производств, перечисленных в Списке N 1 - производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В подразделе "Переработка нефти, газа, угля и сланца" раздела XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа" указанного Списка N 2 указаны рабочие и инженерно-технические работники, занятые в производствах: перегонки и крекирования нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, алкилирования, производстве газового бензина и сжиженных газов; конденсации и улавливания газового бензина, конверсии природного и водяного газа, щелочной очистки нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива, топливоподготовки, топливоподачи и обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонта и обслуживания технологического оборудования, коммуникаций основных производственных цехов, производственной канализации, вентиляции, резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства, в том числе: слесари, сварщики и котельщики, занятые полный рабочий день на ремонте и обслуживании технологических установок.
В Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г, в подразделе "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" значатся прибористы, занятые обслуживанием и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение; слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, занятые обслуживанием и ремонтом контрольно-измерительных приборов и автоматики непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно пункту 15 Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой ими работы. Работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольноизмерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых -взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (пункт 5 вышеуказанного Разъяснения).
Так, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, достоверности сведений индивидуального персонифицированного учета об особом характере условий труда, сведения о наличии такого стажа, в том числе, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суды, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что представленными доказательствами не подтверждается факт постоянной занятости Плотниковой Е.В. на выполнении работ, предусмотренных Списками N 2, осуществления ею обслуживания и ремонта контрольно-измерительных приборов непосредственно в местах их установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, то есть в соответствующих цехах, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы Плотниковой Е.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, подробного анализа представленных в материалы дела доказательств, установив, что Плотникова Е.В. была занята на выполнении работ, которые не предусмотрены Списками N 2, ею не представлены доказательства, свидетельствующие о ее занятости на выполнении работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за ней права на досрочное назначение пенсии по старости.
Довод кассационной жалобы Плотниковой Е.В. о наличии оснований для включения в специальный стаж периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5 июня 1990 г. по 10 апреля 1993 г. являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции, который верно указал на отсутствие оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств, подтверждающих выполнение Плотниковой Е.В. до периода отпуска по уходу за ребенком, работ, предусмотренных Списком N 2.
При разрешении спора судами верно распределено бремя доказывания, именно на истца, претендующего на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возложена обязанность доказать обстоятельства, на которых он основывает свои требования. Доказательств, подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Плотниковой Е.В. не представлено.
Доводы, приведенные Плотниковой Е.В. в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются ее процессуальной позицией, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Плотниковой Елены Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.