Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-423/2022 (УИД 34OS0000-01-2022-000106-22) по административному исковому заявлению Севастьянова Алексея Борисовича о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 17 марта 2022 г. N 7/44-7 "Об инициативе проведения референдума Волгоградской области" по апелляционной жалобе Севастьянова Алексея Борисовича на решение Волгоградского областного суда от 28 апреля 2022 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 17 марта 2022 г. N 7/44-7 "Об инициативе проведения референдума Волгоградской области" отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Волгоградской области по вопросу: "Считаете ли вы необходимым применение на территории Волгоградской области обязательных требований о предъявлении сведений о вакцинации, перенесенных заболеваниях, медицинском отводе от вакцинации при осуществлении посещения публичных мест, а также при использовании общественного транспорта?".
Уполномоченный представитель инициативной группы Севастьянов А.Б. обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанного постановления Избирательной комиссии Волгоградской области незаконным.
В обоснование заявленного требования административный истец полагал несоответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу, положения пунктов 1 и 3 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. 1475-ОД "Об областном референдуме" (далее также Закон Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N1475-ОД), согласно которым, инициативная группа по проведению областного референдума может быть образована в количестве не менее 300 человек; место жительства членов инициативной группы по проведению областного референдума должно быть расположено на территории не менее двух третей от общего количества муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (пункт 1); подписи членов инициативной группы по проведению областного референдума удостоверяются нотариально (пункт 3), несоблюдение требований которых, послужило основанием для принятия оспариваемого постановления Избирательной комиссии Волгоградской области.
Решением Волгоградского областного суда от 28 апреля 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, приводя в ее обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении и не соглашаясь с выводом суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, приведенным судом первой инстанции, наряду с выводом о законности оспариваемого постановления Избирательной комиссии Волгоградской области.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Волгоградской области, участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административный истец, представитель Избирательной комиссии Волгоградской области ходатайствовали о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не установила.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 67-ФЗ).
Пунктом 53 статьи 2 названного закона определено, что референдум есть форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, в силу пункта 56 указанной статьи референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 67-ФЗ инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 67-ФЗ, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 67-ФЗ).
В Волгоградской области действует Закон Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД "Об областном референдуме", пунктом 1 статьи 16 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в областном референдуме в соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Закона, вправе образовать инициативную группу по проведению областного референдума в количестве не менее 300 человек, имеющих право на участие в областном референдуме, для выдвижения инициативы проведения областного референдума. Место жительства членов инициативной группы по проведению областного референдума должно быть расположено на территории не менее двух третей от общего количества муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД в ходатайстве инициативной группы по проведению областного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на областной референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести областной референдум, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения областного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения областного референдума. Подписи членов инициативной группы по проведению областного референдума, в том числе в качестве которой выступает руководящий орган избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, удостоверяются нотариально.
Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования (пункт 13 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 12 той же статьи в случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в пунктах 12, 13 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 14 февраля 2022 г. в Избирательную комиссию Волгоградской области поступило уведомление о проведении собрания инициативной группы 23 февраля 2022 г. в 09 час. 00 мин, с целью инициирования на территории Волгоградской области референдума по вопросу "Считаете ли вы необходимым применение на территории Волгоградской области обязательных требований о предъявлении сведений о вакцинации, перенесенных заболеваниях, медицинском отводе от вакцинации при осуществлении посещения публичных мест?".
23 февраля 2022 г. состоялось собрание инициативной группы по проведению областного референдума для выдвижения инициативы проведения референдума Волгоградской области по вопросу "Считаете ли вы необходимым применение на территории Волгоградской области обязательных требований о предъявлении сведений о вакцинации, перенесенных заболеваниях, медицинском отводе от вакцинации при осуществлении посещения публичных мест, а также при использовании общественного транспорта?".
По результатам собрания, в котором приняли участие 20 человек, составлен протокол N 1, сформирована инициативная группа. Севастьянов А.Б. назначен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению областного референдума Волгоградской области, утверждена формулировка вопроса, планируемого к вынесению на областной референдум, в который были добавлены слова ", а также при использовании общественного транспорта".
11 марта 2022 г. в Избирательную комиссию Волгоградской области поступило ходатайство от 04 марта 2022 г. группы граждан о регистрации их в качестве инициативной группы по проведению референдума Волгоградской области. К ходатайству приложен протокол N 1 собрания инициативной группы по проведению областного референдума от 23 февраля 2022 г, изготовленный 01 марта 2022 г.
По результатам рассмотрения представленных документов Избирательной комиссией Волгоградской области 17 марта 2022 г, то есть в установленный пунктом 5 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 5 статьи 16 Закона от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД срок, принято оспариваемое постановление N 7/44-7, которым в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Волгоградской области по вышеуказанному вопросу отказано.
Проверив законность постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 17 марта 2022 г. N 7/44-7, суд первой инстанции верно указал, что согласно протоколу N 1 в собрании инициативной группы 23 февраля 2022 г. приняли участие 20 человек, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД, устанавливающего численность членов инициативной группы в количестве не менее 300 человек.
Из протокола N 1 также усматривается, что 17 членов инициативной группы проживают на территории 4 из 38 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требование пункта 1 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД о месте проживания членов инициативной группы по проведению областного референдума на территории не менее двух третей от общего количества муниципальных районов и городских округов Волгоградской области не соблюдено, установив также, что подписи членов инициативной группы по проведению областного референдума, в нарушение пункта 3 статьи 16 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N1475-ОД, не удостоверены нотариально.
Относительно позиции административного истца о несоответствии положений Закона Волгоградской области от 24 июня 2021 г. N 29-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области в сфере подготовки и проведения выборов и референдумов", которыми внесены изменения в правовое регулирование требований, предъявляемых к инициативной группе по проведению областного референдума, несоблюдение которых повлекло принятие Избирательной комиссией Волгоградской области оспариваемого постановления, требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, судебная коллегия отмечает, что в силу процессуального закона обоснованность приведенной позиции не является предметом настоящей судебной проверки (главы 21, 24 КАС РФ).
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают вывод суда о законности оспариваемого постановления Избирательной комиссии Волгоградской области, не подтверждают существенных нарушений судом норм процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 28 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июня 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.