Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Колпаковой А.В, судей Брянцевой Н.В. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дораевой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N 34OS0000-01-2020-000381-38 (3а-148/22) по административному исковому заявлению Севастьянова Алексея Борисовича, Самойлик Татьяны Сергеевны с присоединившейся к иску группой лиц к Быковской районной Думе Волгоградской области о признании недействующим решения Быковской районной Думы Волгоградской области от 04 июня 2020 N 11/95 "Об утверждении Положения "О порядке организации и проведения на территории Быковского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области", по апелляционной жалобе Севастьянова Алексея Борисовича на решение Волгоградского областного суда от 09 марта 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, заключение прокурора Костюк А.И, судебная коллегия
установила:
решением Быковской районной Думы Волгоградской области (далее по тексту - Быковская районная Дума) от 4 июня 2020 года N11/95, вступившим в силу с момента официального опубликования, утверждено Положение "О порядке организации и проведения на территории Быковского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области" (далее по тексту - Положение).
Указанное Положение определяет порядок организации и проведения на территории Быковского муниципального района мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области (далее по тексту- мероприятия по выявлению мнения населения, мероприятия), а также процедуру определения результатов этих мероприятий.
Пунктом 1.2 Положения определено, что подготовка и проведение мероприятий по выявлению мнения населения осуществляются открыто и гласно. Деятельность по подготовке и проведению мероприятий по выявлению мнения населения осуществляется исходя из необходимости создания максимальных удобств для граждан.
Согласно пункту 1.3 Положения в мероприятиях по выявлению мнения населения вправе участвовать гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в пределах Волгоградской области, достигший на день заполнения им опросного листа 18 лет (далее - гражданин). Участие гражданина в мероприятиях по выявлению мнения населения является свободным и добровольным.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения мероприятия по выявлению мнения населения проводятся на всей территории Быковского муниципального района путем заполнения гражданами опросного листа по выявлению мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области (далее по тексту - опросный лист) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно пункту 1.5 Положения мероприятия по выявлению мнения населения проводятся в пунктах мероприятий по выявлению мнения населения (далее - пункт опроса), перечень и нумерация которых утверждается администрацией Быковского муниципального района, а также вне пунктов опроса в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение, связанное с организацией и проведением мероприятий по выявлению мнения населения, осуществляется за счет средств местного бюджета Быковского муниципального района.
Как следует из раздела 2 Положения, подготовку и проведение мероприятий по выявлению мнения населения осуществляет муниципальная комиссия по проведению мероприятий по выявлению мнения населения (далее по тексту - муниципальная комиссия) (пункт 2.1). Муниципальная комиссия формируется Быковской районной Думой Волгоградской области не позднее чем за 15 дней до начала периода проведения мероприятий по выявлению мнения населения Волгоградской области. Число членов муниципальной комиссии должно быть не менее 5 человек (пункт 2.2). Муниципальная комиссия формируется из депутатов Быковской районной Думы, представителей общественных палат (советов) Быковского муниципального района и иных лиц (пункт 2.3). Муниципальная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и иных членов муниципальной комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь муниципальной комиссии избираются открытым голосованием на первом заседании муниципальной комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов муниципальной комиссии (пункт 2.4). Полномочия муниципальной комиссии: организует информирование населения Быковского муниципального района через средства массовой информации, а также иными способами о проведении мероприятий по выявлению мнения населения, о порядке, местах, периоде и времени их проведения; обеспечивает изготовление опросных листов; определяет время работы пунктов опроса; организует проведение мероприятий по выявлению мнения населения; определяет результаты мероприятий по выявлению мнения населения на территории Быковского муниципального района; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Порядком (пункт 2.5).
Для непосредственного проведения мероприятий по выявлению мнения населения и подсчету голосов граждан, принявших участие в мероприятиях по выявлению мнения населения, администрацией Быковского муниципального района формируются счетные комиссии по проведению мероприятий по выявлению мнения населения (далее по тексту - счетные комиссии). Число членов счетной комиссии должно быть не менее 2 человек (пункт 2.6). Полномочия муниципальной комиссии, счетных комиссий прекращаются после опубликования результатов мероприятий по выявлению мнения населения (пункт 2.7). Заседание муниципальной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует большинство от установленной численности комиссии. Решения муниципальной комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании муниципальной комиссии является решающим (пункт 2.8). Материально-техническое, организационно-правовое и документационное обеспечение деятельности муниципальной комиссии, счетных комиссий осуществляет администрация Быковского муниципального района (пункт 2.9).
Как следует из раздела 3 Положения, мероприятия по выявлению мнения населения проводятся путем заполнения гражданами опросного листа в пунктах опроса. Для граждан, которые не имеют возможности по уважительным причинам прибыть в пункт опроса, мероприятия по выявлению мнения населения могут также проводиться членами счетной комиссии вне пункта опроса с заполнением опросных листов (пункт 3.1). Опросный лист выдается гражданину однократно при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего (пункт 3.2). Счетная комиссия разъясняет гражданину порядок заполнения опросного листа (пункт 3.3).
Разделом 4 Положения предусмотрено, что по итогам проведения мероприятий по выявлению мнения населения счетная комиссия осуществляет подсчет голосов граждан, принявших участие в мероприятиях по выявлению мнения населения. По итогам подсчета голосов счетная комиссия составляет протокол о результатах проведения мероприятий по выявлению мнения населения по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, в котором указываются: количество граждан, принявших участие в мероприятиях по выявлению мнения населения; количество граждан, выразивших мнение за вторую часовую зону (МСК, московское время); количество граждан, выразивших мнение за третью часовую зону (МСК+1, время, установленное на территории Волгоградской области в настоящий момент); количество опросных листов, признанных недействительными. Недействительными считаются опросные листы, которые не содержат отметок либо содержат более одной отметки в квадратах, расположенных напротив возможных вариантов ответов (пункт 4.1). Протокол о результатах мероприятий по выявлению мнения населения подписывается всеми присутствующими членами счетной комиссии, после чего не позднее дня, следующего за днем окончания периода проведения мероприятий по выявлению мнения населения, представляется в муниципальную комиссию (пункт 4.2). Муниципальная комиссия суммирует данные, содержащиеся в протоколах счетных комиссий, и устанавливает результаты мероприятий по выявлению мнения населения на территории Быковского муниципального района, по итогам чего составляет протокол о результатах мероприятий по выявлению мнения населения на территории Быковского муниципального района по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Протокол муниципальной комиссии подписывается всеми присутствующими членами муниципальной комиссии и не позднее двух дней после дня окончания периода проведения мероприятий по выявлению мнения населения представляется в Быковскую районную Думу (пункт 4.3).
Быковская районная Дума утверждает результаты мероприятий по выявлению мнения населения на территории Быковского муниципального района и не позднее трех дней после дня окончания периода проведения мероприятий по выявлению мнения населения представляет соответствующее решение об утверждении результатов в Волгоградскую областную Думу (пункт 4.4). Быковская районная Дума обеспечивает опубликование решения об утверждении результатов мероприятий по выявлению мнения населения на территории Быковского муниципального района в течение 7 дней со дня определения муниципальной комиссией результатов мероприятий по выявлению мнения населения (пункт 4.5).
Севастьянов А.Б. и Самойлик Т.С. с присоединившейся к иску группой лиц обратились в Волгоградский областной суд с исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Быковской районной Думы Волгоградской области от 4 июня 2020 года N11/95 как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование исковых требований административные истцы указывают, что оспариваемое Положение противоречит частям 1, 2, 3 статьи 3, пункту "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 3.1, пункту "б" статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", пункту 1 статьи 6, пункту 4 статьи 7, статьям 15, 16, пунктам 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ); пункту 2 статьи 2, пункту 2 статьи 6, пункту 2 статьи 16 Устава Волгоградской области от 24 февраля 2012 г. N 1-ОД, пункту 4 статьи 52 Закона Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N 1475-ОД "Об областном референдуме", преамбуле Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Административные истцы отмечают, что 18 марта 2018 г. на территории Волгоградской области проводился референдум. С учетом мнения населения Федеральным законом от 11 октября 2018 г. N 368-ФЗ в статью 5 Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ внесены изменения об отнесении Волгоградской области к третьей часовой зоне. Ссылаются на угрозу нарушения права истца на благоприятную и безопасную среду, охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, увеличение расходов, в том числе других жителей региона, предприятий организаций на оплату электроэнергии в случае изменения часового пояса, к которому отнесена Волгоградская область.
Административные истцы указывают, что 12 марта 2020 г. Волгоградской областной Думой принято постановление N 10/486 "О выявлении мнения населения Волгоградской области по вопросу исчисления времени". С учетом типового положения, разработанного комитетом Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий, Быковской районной Думой утверждено оспариваемое Положение. Отмечают недостатки процедуры опроса, предусмотренной Положением. Утверждают, что многие не смогли участвовать в опросе в результате несовершенства его процедуры. Полагают, что принятие указанного Положения, содержание которого, по их мнению, не соответствует Закону Волгоградской области от 14 марта 2016 г. N 8-ОД "О порядке назначения и опроса граждан в муниципальных образованиях Волгоградской области", направлено на пересмотр (отмену) итогов референдума, проведенного 18 марта 2018 г. Отмечают, что вопросы времяисчисления относятся к исключительному ведению Российской Федерации, организация опроса на основании оспариваемого нормативного правового акта по предпочтительности часовой зоны нарушает права истцов, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 31 мая 2007 г. N1475-ОД "Об областном референдуме", Уставом Волгоградской области от 24 февраля 2012 г. N 1-ОД. Указывают, что мероприятия, проведенные на основании оспариваемого Положения на территории Быковского муниципального района по выявлению мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области, по своей сути, являются опросом.
Обращают внимание на положения статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ (части 1, 4, 5, 6). По мнению административных истцов, оспариваемым нормативным правовым актом нарушено их право на объективную и достоверную информацию о влиянии часовой зоны на безопасность жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, право на непосредственное осуществление местного самоуправления и участие в осуществлении местного самоуправления, гарантированное статьями 3, 22-33 Федерального закона N 131-ФЗ, право на объективные и достоверные результаты проведенного опроса, право на незыблемость результатов регионального референдума от 18 марта 2018 г.
Просят суд также проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам:
- пункту 4 статьи 19 Устава городского округа ? город Волжский Волгоградской области;
- Закону Волгоградской области от 14 марта 2016 г. N 8-ОД "О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Волгоградской области";
- статьям 15, 15.1, 16, 16.1, 31 Федерального закона N 131-ФЗ;
- статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- части 6 статьи 73 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
- пунктам 2, 3 статьи 41, статье 42, пункту "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации;
- статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58/ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- статьям 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Решением Волгоградского областного суда от 09 марта 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Полагая, что названный судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неверном установлении фактических обстоятельств по делу, Севастьянов А.Б. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Волгоградского областного суда от 09 марта 2022 г. отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что:
- решение Быковской районной Думы от 4 июня 2020 года N11/95 "О порядке организации и проведения на территории Быковского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области" принято с нарушением пределов компетенции;
- в Уставе Быковского муниципального района отсутствует форма участия населения в местном самоуправлении "мероприятия по выявлению мнения населения по вопросу исчисления времени", данная форма подменяет собой опрос и допускает собой существенное искажение конечных результатов такого опроса; у органов местного самоуправления отсутствует право произвольного выбора формы участия населения в местном самоуправлении, а также права постановки произвольного вопроса на разрешение граждан этого муниципального образования;
- решение Быковской районной Думы от 4 июня 2020 года N11/95 "О порядке организации и проведения на территории Быковского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области" направлено на преодоление итогов референдума от 18 марта 2018 г.;
- в решении Волгоградского областного суда от 09 марта 2022 г. сделан ошибочный вывод об отсутствии тождественности приведенного в Положении понятия "мероприятия по выявлению мнения населения" и указанного законодателем в Федеральном законе N 131-ФЗ понятия "опрос граждан" в виду различия в их законодательном урегулировании;
- в решении Волгоградского областного суда от 09 марта 2022 г. не указано, какое решение принято органом местного самоуправления по итогам проведенного опроса населения, отсутствует комплексная оценка проведенным в 2020 году на территории всех муниципальных образований мероприятиям по выявлению мнения населения Волгоградской области по вопросу исчисления времени и принятым по их результатам решениям, которые привели к смене часового пояса в регионе;
- суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств.
Участвовавшим в деле прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых выражена позиция о законности и обоснованности оспариваемого решения, об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимавший в судебном заседании прокурор полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Информация о движении дела, дате и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (3ap.sudrf.ru).
Поскольку неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Волгоградской областной Думой принято постановление от 12 марта 2020 г. N 10/486 "О выявлении мнения населения Волгоградской области по вопросу об исчислении мнения", согласно которому, в связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих на территории Волгоградской области, по вопросу об исчислении времени, целесообразно организовать выявление мнения населения по вопросу о переходе Волгоградской области из третьей часовой зоны (МСК+1) во вторую часовую зону (МСК, московское время).
Названным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано провести мероприятия, направленные на выявление мнения населения по указанному вопросу. Комитету Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий поручено разработать типовое положение об организации и проведении в муниципальных образованиях Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения по указанному вопросу.
Решением Быковской районной Думы от 4 июня 2020 года N11/95 утверждено оспариваемое Положение, которое определяет порядок организации и проведения на территории Быковского муниципального района мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области, а также процедуру определения результатов мероприятий по выявлению мнения населения в Быковском муниципальном районе.
В соответствии с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, статьями 16, 17 и 18 Устава Быковского муниципального района Волгоградской области Быковская районная Дума является представительным органом местного самоуправления, по вопросам своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме решений.
Согласно статье 20 Устава глава Быковского муниципального района подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые районной Думой.
Приведенное решение представительного органа местного самоуправления подписано главой Быковского муниципального района, вступило в силу со дня его официального опубликования в официальном издании "Коммунар" N 22 от 13 июня 2020 г.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, административные истцы указывали, что под видом выявления мнения населения проведен опрос граждан, процедура которого не соответствует требованиям статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ, в частности, части 5 названной статьи.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает различные формы выявления мнения населения для его учета при принятии решений органами местного самоуправления и органами государственной власти, в том числе опрос граждан (статья 31).
Согласно части 1 статьи 31 названного Федерального закона N 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения (пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу пункта "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации исчисление времени отнесено к ведению Российской Федерации.
Правовые основы исчисления времени, установления часовых зон определены Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона об исчислении времени на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, у административного ответчика не имелось предусмотренной действующим законодательством обязанности инициировать и провести в обязательном порядке опрос граждан по вопросу изменения часового пояса, не относящегося к вопросу местного значения.
В данной связи подлежат отклонению доводы административных истцов о несоответствии проведенной процедуры выявления мнения, являющейся, по мнению заявителей, опросом, требованиям статьи 31 Федерального закона N 131-ФЗ.
Федеральный закон N 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, как правильно констатировал суд первой инстанции, не установилего исчерпывающий характер, и предусмотрел в статье 33 возможность участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о том, что проведение органами местного самоуправления мероприятий по выявлению мнения населения не свидетельствует о принятии ими решения за пределами предоставленных полномочий, является частью предоставленных органам власти полномочий по учету мнения населения, последующей реализации права законодательной инициативы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что сам по себе оспариваемый нормативный правовой акт не содержит положений, касающихся итогов регионального референдума, в связи с чем ссылки административных истцов на его преодоление (отмену) Положением не состоятельны.
В соответствии со статьями 14, 16 Устава Волгоградской области, принятого Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г, Волгоградская областная дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным и представительным органом государственной власти Волгоградской области, к полномочиям которого относятся, в том числе, осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
20 августа 2020 г. Волгоградской областной Думой принято постановление о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени", предусматривающего перевод Волгоградской области во вторую часовую зону (МСК, московское время, UTC+3).
Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени" Волгоградская область отнесена ко второй часовой зоне (МСК, московское время).
Доводы административного иска, апелляционных жалоб сводятся, по своей сути, к несогласию административных истцов с отнесением Волгоградской области к другому часовому поясу, реализованное путем принятия федерального закона, что предметом настоящего рассмотрения не является.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волгоградского областного суда от 09 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Севастьянова Алексея Борисовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.