Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре - помощнике судьи Михайловой К.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-265/2022 по апелляционной жалобе администрации города Екатеринбурга на решение Свердловского областного суда от 11 января 2022 года, которым административный иск заместителя прокурора Свердловской области о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утверждённых решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83, удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Екатеринбургской городской Думы Никитенко Е.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, участвовавшего в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, представителя заместителя прокурора Свердловской области Парфеновой Е.Г, возражавшей против ее удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила). Решение опубликовано в официальном издании Екатеринбургской городской Думы "Вестник Екатеринбургской городской Думы" 29 июня 2018 года в N 347.
Статьи 30 и 32 Правил содержат положения о возможности установления в документации по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающихся от параметров, установленных градостроительными регламентами территориальных зон Ц-1, Ц-2, Ц-3, Ц-4, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ж-5.
Последующие решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" не затронули названные положения.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу статью 30 Правил в части слов:
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-1";
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-2";
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-3";
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-4";
а также статью 32 Правил в части слов:
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ж -2";
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ж -3";
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ж -4";
"Документацией по планировке территории могут предусматриваться предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, отличающиеся от параметров, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны Ж -5".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на противоречие приведенных положений Правил пункту 9 статьи 1, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, не предполагающим возможность изменения нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства..
Решением Свердловского областного суда от 11 января 2022 года административный иск удовлетворен. Признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда статьи 30 и 32 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утверждённых решением Екатеринбургской городской Думы от 19 июня 2018 года N 22/83, в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе администрация города Екатеринбурга просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Муниципальное образование "город Екатеринбург" является городским округом (статья 2 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 года N 8/1).
Согласно частям 1 и 4 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд, руководствуясь пунктом 26 части 1 статьи 16 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 статьи 25, подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 года N8/1, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришёл к правильному выводу о соблюдении процедуры принятия и порядка опубликования оспариваемых Правил землепользования и застройки, что установлено и ранее состоявшимися судебными решениями (в том числе вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 7 июня 2021 года по административному делу N3а-205/2021, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 года N66а-1102/2021).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 данной статьи (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности приведенным положениям пункта 9 статьи 1, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что предельные параметры разрешенного строительства должны содержаться в градостроительном регламенте, являющемся составной частью Правил землепользования и застройки, которым документация по планировке территории должна соответствовать.
Ссылка в апелляционной жалобе на нецелесообразность изменения статьей 30 и 32 Правил в оспариваемой части отклоняется судебной коллегией, так как не влияет на вышеизложенные выводы.
Решение Свердловского областного суда от 11 января 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, должным образом мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 11 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.