Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Семенова И.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Зиновьева Николая Александровича на определение Ленинградского областного суда от 8 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
1 апреля 2022 года Зиновьев Н.А. обратился в суд в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 427 000 рублей по состоянию на 1 ноября 2013 года, подтвержденном отчетом ООО "Городской центр оценки" от 10 марта 2022 года N 63/2022-НЗ.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с пунктом 4.3.2 договора аренды земельных участков от 31 марта 2017 года N 422-Н между ТУ Росимущества в Ленинградской области и ДНП "Гранит" (СНТ "КП Гранит") является субарендатором вышеназванного земельного участка, превышение установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к рыночной стоимости влияет на его выкупную стоимость, что затрагивает интересы административного истца.
Определением Ленинградского областного суда от 8 апреля 2022 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе Зиновьев Н.А. просит отменить определение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, указывает, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта утверждена в 2013 году в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности); в силу части 6 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Закон о государственной кадастровой оценке), исключающей применение его положений к оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего закона, нормы Закона о государственной кадастровой оценке и Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (которым в Закон о государственной кадастровой оценке введена статья 22.1) не применимы; истец имеет право на рассмотрение его заявления в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, позволяющем представить отчет об оценке рыночной стоимости объекта по состоянию на дату внесения в ГКН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости; ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" не наделено компетенцией на установление рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 ноября 2013 года, что следует из письма от 22 ноября 2022 года N 219-И-22, которым соответствующее заявление Зиновьева Н.А. возвращено без рассмотрения.
Считая необоснованной ссылку суда первой инстанции на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, истец также обращает внимание, что постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащее разъяснения по вопросам судебной практики, которое бы запрещало обращаться с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, отсутствует.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, содержание обжалуемого определения, оснований для отмены определения суда первой инстанции судья не усматривает.
Согласно статье 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода к нему.
В соответствии с абзацем 1, подпунктами "а", "в" пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ с даты, указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, на территории такого субъекта:
- рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности не осуществляется;
- применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН (подпункты "а", "в" пункта 3 части 2 статьи 6).
Правительство Ленинградской области постановлением от 11 ноября 2021 года N 713 приняло решение об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2022 года.
Принимая во внимание, что на территории Ленинградской области переход к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке осуществлен с 1 января 2022 года, то есть до даты обращения Зиновьева Н.А. в суд с административным иском (1 апреля 2022 года), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установление рыночной стоимости объекта недвижимости подлежит рассмотрению в ином, внесудебном, порядке, что, в свою очередь, влечет отказ в принятии соответствующего административного искового заявления к производству суда.
Исходя из части 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в суде в порядке административного судопроизводства может быть оспорено решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, предусмотренное частью 11 настоящей статьи. Требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено лишь одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
То обстоятельство, что заявление Зиновьева Н.А. об установлении рыночной стоимости было возвращено ГБУ ЛО "ЛенКадОценка" на основании части 8 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, не порождает права заявителя на обращение в суд с самостоятельным требованием об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
При несогласии с указанным действием бюджетного учреждения Зиновьев Н.А. не лишен права на обращение в суд в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Доводы жалобы о том, что в силу части 6 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке истец вправе обратиться в суд в целях пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной до вступления в силу Закона о государственной кадастровой оценке, по основанию установления его рыночной стоимости в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Верховный Суд Российской Федерации, реализуя конституционные полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, указал, что если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (Вопрос 2).
Определение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям части 2 статьи 128, частей 1, 2 статьи 199 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 313 - 316 КАС РФ, судья
определил:
Определение Ленинградского областного суда от 8 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Зиновьева Николая Александровича без удовлетворения.
Судебные акты по делу могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения.
Судья: И.А. Семенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.