Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Федотов С.С. и Федотова З.И. к Окружной администрации города Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года, удовлетворено административное исковое заявление Федотова С.С. и Федотовой З.И. к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент): признан незаконным отказ Администрации от 7 июня 2021 года N 2403-ДИЗО/21 в предоставлении Федотову С.С, Федотовой З.И. земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр-н Птицефабрика; на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Федотова С.С. и Федотовой З.И. о предоставлении указанного земельного участка в установленные законом порядке и сроки.
4 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 28 марта 2022 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Положениями части 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счёт заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трёх и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
По общему правилу, закреплённому в статье 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), предоставление земельного участка гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, производится в порядке очередности.
Порядок организации и проведения распределения земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории городского округа "Город Якутск", установлен распоряжением Администрации от 8 сентября 2017 года N 1508р (далее - Порядок организации и проведения распределения земельных участков).
Из содержания пункта 3 части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) следует, что по итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии оснований для отказа, указанных в части 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет данное решение заявителю.
В свою очередь, часть 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусматривает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом, в случаях: отсутствия оснований для отнесения граждан к лицам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в случаях и в порядке, которые установлены настоящей статьёй, и статьями 24.1, 24.4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); реализации гражданином (одним из родителей) права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьёй 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Федотов С.С. и Федотова З.И, воспитывающие трёх детей, состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также на учёте граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
11 мая 2021 года Федотов С.С. и Федотова З.И. направили в Администрацию (входящий N 13762-105-2021 от 13 мая 2021 года) заявление о предварительном согласовании предоставления им в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Птицефабрика.
Письмом от 7 июня 2021 года N 2403-ДИЗО/21 за подписью и.о. начальника Департамента Попова И.П. в удовлетворении поданного заявления было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с распоряжением Департамента от 10 марта 2020 года за N 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территории, определённых для граждан, имеющих трёх и более детей, в городском округе "город Якутск" (далее - Распоряжение от 10 марта 2020 года за N 70-р), находится в пределах территории, предназначенной для предоставления земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, в порядке очередности.
Считая принятое органом местного самоуправления решение незаконным и необоснованным, нарушающим их права и охраняемые законом интересы, Федотов С.С. и Федотова З.И. обратились в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Порядка организации и проведения распределения земельных участков, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу, что решение уполномоченного органа местного самоуправления нельзя признать законным, поскольку административные истцы относятся к категории граждан, имеющих трёх и более детей, ранее бесплатно земельный участок в порядке статей 39.5, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) они не получали. В свою очередь, административные ответчики фактически не привели каких-либо предусмотренных законом оснований к отказу в удовлетворении заявления Федотова С.С. и Федотовой З.И.; сведений о том, что сформированных на основании Распоряжения от 10 марта 2020 года за N 70-р земельных участков для целей предоставления их гражданам, имеющим трёх и более детей, недостаточно для удовлетворения заявления административных истцов, в решении от 7 июня 2021 года N 2403-ДИЗО/21 приведено не было.
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Из содержания оспариваемого решения не следует, что уполномоченный орган местного самоуправления при его принятии учитывал то обстоятельство, что административные истцы состоят на учёте граждан, имеющих трёх и более детей, которые вправе получить земельный участок в собственность бесплатно, оценивали порядковый номер административных истцов в соответствующей очереди, применительно к количеству образуемых в соответствии с Распоряжением от 10 марта 2020 года за N 70-р земельных участков.
Приведённые в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах; по существу они сводятся к субъективной переоценке установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ не может являться основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу также не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступившего в законную силу решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.