Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чеботарев А.Г. к администрации города Владивостока о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Вакориной П.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Чеботарева А.Г. - Карлина А.Б, а также заинтересованного лица - Магда Н.С, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 6 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Чеботарева А.Г. к администрации города Владивостока (далее - Администрация): признаны незаконными действия Администрации по заявлению Чеботарева А.Г. от 28 января 2020 года о формировании земельного участка по адресу: "адрес", для предоставления в общую долевую собственность, выразившиеся в принятии решения о включении данного заявления в реестр обращений граждан об образовании земельных участков под многоквартирными домами, без установления сроков действий административного ответчика, направленных на формирование данного земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и отражённые в ответе от 20 февраля 2020 года N 2461-ог; на административного ответчика возложена обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, объектами, по адресу: "адрес", для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
4 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 23 марта 2022 года через Советский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Чеботарев А.Г, а также заинтересованные лица - Товарищество собственников жилья "Русская 57р", Душинский Р.В. и Панченко Е.Ю, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Советского районного суда города Владивостока от 6 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 28 января 2020 года Чеботарев А.Г, являющийся долевым сособственником (доля в праве 1/10) нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 125, 8 кв. м, расположенного на первом этаже жилого многоквартирного "адрес" в "адрес", обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил орган местного самоуправления сформировать под указанным многоквартирным жилым домом земельный участок для его предоставления в общую долевую собственность собственникам расположенных в нём помещений.
Письмом от 20 февраля 2020 года за исходящим N 2461-ог за подписью и.о. начальника управления градостроительства и архитектуры Администрации Бакурова К.Б. административному истцу было сообщено, что формирование земельных участков в границах элементов планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), в то же время документация по планировке территории в районе расположения многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" не утверждалась. В Администрации ведётся реестр обращений граждан об образовании земельных участков под многоквартирными домами, по которым необходимо подготовить документацию по планировке территории. Обращение Чеботарева А.Г. включено в данный реестр. Работы по подготовке документации по планировке территории проводятся за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа в порядке очерёдности. Также Чеботареву А.Г. было разъяснено, что он вправе обратиться в Администрацию с заявлением о разработке документации по планировке территории за счёт собственных средств.
Считая данное решение органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, административный истец обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Советский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал в решении, что предполагаемые Администрацией сроки подготовки документации по планировке территории в районе "адрес" в "адрес" не отвечает критерию разумности, поскольку заявление административного истца о формировании земельного участка зарегистрировано в реестре обращений граждан об образовании земельных участков под многоквартирными домами под номером 185, при этом, исходя из отзыва Администрации, подготовка документации по планировке соответствующей территории может быть осуществлена в период до 2024 года, учитывая необходимость проведения работ по ранее поступившим заявлениям других граждан.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами нижестоящих судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьёй 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общему правилу, принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учёте в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учёта по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Анализ положений статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ позволяет сделать вывод, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учёта земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Как следует из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена обязанность по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не вправе произвольно отказаться от её выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учёта земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Из системного анализа приведённых правовых норм и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что действия Администрации, выразившиеся в принятии решения со ссылкой на отсутствие утверждённого проекта планировки соответствующей территории города Владивостока и на включение заявления Чеботарева А.Г. в реестр обращений граждан об образовании земельных участков под многоквартирными жилыми домами, - фактически являются отказом в формировании такого земельного участка в разумный срок.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о том, что оспариваемый в рамках настоящего административного дела ответ от 20 февраля 2020 года N 2461-ог разъясняет порядок формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами, что удовлетворение административного иска Чеботарева А.Г. повлечёт за собой нарушение прав других граждан, которые ранее административного истца подали в Администрацию соответствующие заявления, что органом местного самоуправления не совершено незаконных действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы административного истца, - не опровергают верных выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, по существу эти доводы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении административного спора нижестоящими судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока Приморского края от 6 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.