Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Надеждинского района в интересах Стефанова Андрея Сергеевича к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма
по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Осипову Н.А, поддержавшую кассационную жалобу, прокурора Маторину О.А, полагавшую постановления суда законными, судебная коллегия
установила:
Прокурор Надеждинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Стефанова А.С. о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что Стефанов А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N "О принятии на специализированный жилищный учет" Стефанов А.С. принят на специализированный жилищный учет и состоит в сводном списке лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, которое до настоящего времени ей не предоставлено. Просил возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность предоставить Стефанову А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района просила отказать в удовлетворении требований, поскольку обеспечение истца специализированным жилым помещением невозможно без соответствующего финансирования.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 29 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию Надеждинского муниципального района возложена обязанность предоставить Стефанову А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Надеждинского муниципального района Приморского края просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
На территории Приморского края отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями с 01.01.2019 регулируются Законом Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и Законом Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Судом первой инстанции установлено, что Стефанов А.С. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением ТО опеки и попечительства по Надеждинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ N "О принятии на специализированный жилищный учет" Стефанов А.С принят на специализированный жилищный учет, включен в список лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного фонда Приморского края.
Судом установлено, что Стефанов А.С. собственником объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории Приморского края не является.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст.109.1 ЖК РФ, пп. 1, 2, 3, 3.1, 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", п.23 Правил формирования списка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФN 397 от 04.04.2019), исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Отклоняя доводы представителя администрации Надеждинского муниципального района о том, что исполнение решения возможно только за счет субвенций, суд правильно указал, что реализация права на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на спорные правоотношения по предоставлению жилых помещений, поскольку законодатель связал реализацию указанного права только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Правовая позиция судов обеих инстанций соответствуют примененным по настоящему делу нормам права, регулирующим спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2022 года без изменения, кассационную жалобу администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.