Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н, при секретаре Чесноковой М.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о ликвидации Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" и исключении данных о нем из единого государственного реестра юридических лиц с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" на решение Сахалинского областного суда от 10 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" Гребенщиковой К.С, возражения генерального директора Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" Андреева И.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
25 апреля 1997 года Управлением юстиции администрации Сахалинской области принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Южно-Сахалинское региональное отделение Международного общественного фонда "Победа - 1945 год".
04 ноября 2002 года запись о создании некоммерческой организации Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945 год" с изменениями внесена в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером N.
22 августа 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" в связи с внесением изменений в сведения о некоммерческой организации.
08 ноября 2021 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области, являющееся уполномоченным органом на осуществление контроля за деятельностью общественных организаций, обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" (далее - Фонд) и исключении данных о нем из единого государственного реестра юридических лиц, указав, что поскольку названным юридическим лицом в нарушение статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" по состоянию на 01 апреля 2021 года не представлен отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению, оно подлежит ликвидации на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также части 2 статьи 18 Федерального
закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которой фонд может быть ликвидирован в случае, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Решением Сахалинского областного суда от 10 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, постановлено ликвидировать Сахалинское региональное отделение Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" и исключить сведения о нем из единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" является кредитором Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год".
В Арбитражном суде Хабаровского края в период с 12 октября 2021 рассматривается дело N А73-16222/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" к Сахалинскому региональному отделению Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945 год" - единственному участнику общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Амуравиатранс АСЗ" и Урюпину И.В. о взыскании основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
По мнению апеллянта, внесение регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении Фонда из указанного реестра предопределяет прекращение производства по названному делу о взыскании долга на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что не гарантирует эффективную защиту прав заявителя как кредитора Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945 год".
В дополнении к апелляционной жалобе содержится ходатайство о приостановлении рассмотрения настоящего административного дела до момента вынесения окончательного решения по делу N А73-16222/2021 рассматриваемого в Арбитражном суде Хабаровского края, обосновывая это тем, что в случае исключения Международного благотворительного общественного фонда "Победа - 1945 год" из единого государственного реестра юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" будет лишено своих прав на защиту законных прав и интересов в суде.
В возражениях на апелляционную жалобу генеральный директор Сахалинского регионального отделения Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" Андреев И.Ю. обосновывает ее несостоятельность и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносится в протокол судебного заседания и подписывается административным ответчиком, его представителем. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускаются признание административного иска, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" следует, что положения главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису) не исключают возможности признания административного иска.
При решении вопроса о допустимости признания административного иска необходимо выяснять мотивы, по которым административный ответчик признает административный иск, является ли такое признание свободным волеизъявлением стороны, не противоречат ли они закону и не нарушают ли права и свободы административного ответчика, а также других лиц, понятны ли стороне последствия признания административного иска.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Сахалинское региональное отделение Международного благотворительного общественного фонда "Победа-1945 год" в течение двух лет фактически не осуществляет уставную деятельность ввиду отсутствия коллегиальных органов управления. Признание административного иска генеральным директором названного Фонда, действующим в пределах полномочий единоличного исполнительного органа данного юридического лица, является его свободным волеизъявлением, не противоречит закону и не нарушает права лиц, участвующих в деле. Последствия признания административного иска административному ответчику разъяснены и понятны.
При таком положении суд первой инстанции правомерно принял признание административным ответчиком административного иска о ликвидации Сахалинского регионального отделения Международный благотворительный общественный фонд "Победа-1945 год" и вынес решение об удовлетворении заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области административных исковых требований.
Согласно пункту 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 301 этого Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из оснований предусмотрен случай подачи апелляционной жалобы лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.
В силу части 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, кода из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности.
Таким образом, разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются права, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Вместе с тем, обжалуемый судебный акт по настоящему административному делу каких-либо выводов относительно прав и обязанностей общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" не содержит.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 41 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, апелляционная жалоба, поданная лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного акта, оставляется судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 301, пункт 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В данном случае общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" к участию в деле не привлекалось, его участие в настоящем административном деле обязательным не является, в решении суда вопрос о его правах и обязанностях не разрешался, следовательно апелляционная жалоба по смыслу пункта 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции, что в силу пункта 5 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.
В этой связи, ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" о приостановлении производства по делу удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Фрилайн" на решение Сахалинского областного суда от 10 января 2022 года оставить без рассмотрения по существу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Сахалинский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.