Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Кадочниковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-113/2021 по административному исковому заявлению Животягина В.Г. о признании нормативного правового акта не действующим в части
по апелляционной жалобе Правительства Амурской области на решение Амурского областного суда от 20 декабря 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, пояснения представителя Правительства Амурской области Соловьевой С.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Амурской области от 22 июня 2021 года N 397 утверждены Правила предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим требованиям:
на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты (далее - заявление) постоянно проживает в расположенном в зоне Байкало-Амурской магистрали в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, или в доме, признанном непригодным для проживания (далее - жилое помещение, непригодное для проживания) (подпункт 1);
отсутствие задолженности по коммунальным платежам в отношении занимаемого жилого помещения, непригодного для проживания (подпункт 3).
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил размер социальной выплаты рассчитывается ОМСУ исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Амурской области, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на соответствующий период, и норматива общей площади жилого помещения, но не более общей площади занимаемого гражданином и членами его семьи жилого помещения, непригодного для проживания.
Из абзаца 3 пункта 8 Правил следует, что ОМСУ не позднее 1 апреля текущего года вручает лично или направляет в письменной форме (способом, позволяющим подтвердить факт направления) по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты гражданам, включенным в Список семей к переселению, уведомление о возможности подачи заявления в текущем году.
В силу пункта 10 Правил гражданин, получивший уведомление в соответствии с абзацем третьим пункта 8 настоящих Правил, в срок с 01 до 30 апреля текущего года предоставляет в ОМСУ следующие документы:
документы, удостоверяющие факт постоянного проживания в жилом помещении, непригодном для проживания, гражданина и членов его семьи на дату подачи заявления: отметка в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации постоянного места жительства в жилом помещении, непригодном для проживания, или вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее факт постоянного проживания в жилом помещении, непригодном для проживания, или свидетельство о регистрации постоянного места жительства, выданное уполномоченными органами (для лиц до 14 лет) (подпункт 7).
ОМСУ не позднее 20 мая текущего года формирует и утверждает правовым актом предварительный список граждан на получение социальной выплаты в соответствующем году по форме, утверждаемой приказом главного распорядителя (абзац 1 пункта 19 Правил).
Приложением N 1 к Правилам утверждена форма заявления о предоставлении социальной выплаты, в котором в целях расчета размера социальной выплаты, следует указать сведения о членах своей семьи, постоянно проживающих в указанном жилом помещении согласно представленной таблицы.
25 июня 2021 года Правила опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Животягин В.Г. обратился в Амурский областной суд о признании не действующими вышеприведенных норм Правил, ссылаясь на их несоответствие положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор месте пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьей 32, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, а также государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
В обоснование иска указывает, что нормативный правовой акт в оспариваемой его части нарушает право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения собственниками жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, поскольку сособственники жилого помещения несовершеннолетние Животягина С.П, 2006 года рождения, и Животягина А.П, 2007 года рождения, в настоящее время в данном жилом помещении не проживают. 13 марта 2020 года сняты с регистрационного учета, по причине невозможности проживания в аварийном доме, в настоящее время проживают вместе с родителями.
Определением Амурского областного суда от 20 декабря 2021 года производство по административному делу в части административных исковых требований Животягина В.Г. о признании не действующим подпункта 3 пункта 2 Правил предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22 июня 2021 года N 397, прекращено.
Решением Амурского областного суда от 20 декабря 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановлено признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 2, подпункт 7 пункта 10, приложение N 1 Правил предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22 июня 2021 года N 397, в части требования постоянного проживания гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, и членов его семьи на дату подачи заявления в жилом помещении, непригодном для проживания. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Правительство Амурской области обратилось в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Согласно федеральному законодательству перечень условий для предоставления государственной поддержки из федерального бюджета бюджету субъекта является исчерпывающим. А предоставление социальных выплат на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" должно осуществляться в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта. Тем самым, правительство Амурской области, устанавливая требование постоянного проживания, возлагает обязанность на получателей социальной выплаты подтверждения только факта регистрации гражданина органами внутренних дел, при этом не обязывает граждан фактически проживать в жилом помещении при возникновении угрозы жизни и здоровью граждан. Полагает, что отсутствие требования в нормативном правовом акте постоянного проживания порождает злоупотребление правом со стороны граждан, которые фактически не нуждаются в переселении из ветхого и аварийного жилья.
Относительно доводов апелляционной жалобы Животягиным В.Г, прокурором, участвовавшем в деле, поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу подпункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184 - ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Постановление N 1710), Приложение N 8 к которой содержит Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) их жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.
Указанные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанны непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее соответственно - мероприятия, ветхое и аварийное жилье), и (или) предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов указанных субъектов Российской Федерации на указанные цели в рамках ведомственной целевой программы "Оказание Государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Граждан Российской Федерации" (далее - субсидия) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил субсидии предоставляются на финансирование мероприятий, предусмотренных государственными Программами субъектов Российской Федерации.
Субсидии предоставляются на финансирование мероприятий, предусмотренных государственными Программами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 5 ноября 2020 года N 1785) субсидии предоставляются в частности на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений (далее - социальная выплата) собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться.
В силу пункта 5 названных Правил (в той же редакции) жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской Магистрали было предоставлено временное жилье.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления социальных выплат лицам, указанным в Пункте 5 настоящих Правил, в том числе являющимся нанимателями жилых Помещений по договорам социального найма и изъявившим желание переселиться, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
При этом согласно подпункту "а" пункта 8 указанных Правил одним из условий предоставления является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансирования которых предоставляется субсидия.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года N 446 утверждена государственная Программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2025 годы".
В состав названной государственной программы Амурской области включена подпрограмма "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) территории Амурской области".
Приложение N 5 к указанной государственной программе Амурской области содержит Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, который определяет цели и условия предоставления и распределения субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального и областного бюджетов, бюджетам муниципальных образований на софинансирование по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Во исполнение указанного Порядка постановлением Правительства Амурской области от 22 июня 2021 года N 397 утверждены оспариваемые административным истцом Правила предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, с соблюдением установленной процедуры, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован надлежащим образом, и по этим основаниям сторонами не обжалуется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в общей долевой собственности административного истца Животягина В.Г. и несовершеннолетних Животягиной С.П, 4 января 2006 года рождения, Животягиной А.П, 1 ноября 2007 года рождения, находится жилое помещение - квартира, общей площадью 66, 2, по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г. Тынды от 31 октября 2013 года N 2962 признано экономически нецелесообразным сейсмоуселение многоквартирного жилого дома "адрес", указанный многоквартирный жилой дом признан подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Тынды от 15 ноября 2019 года N 2332 многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Принадлежащее административному истцу жилое помещение включено в утвержденный постановлением администрации г. Тынды от 25 января 2021 года N 75 Список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2024 годы", утвержденной постановлением администрации города Тынды от 3 октября 2014 года N 3660.
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают административный истец Животягин В.Г. и его супруга Животягина И.М. Несовершеннолетние сособственники квартиры Животягина С.П, Животягина А.П. сняты с регистрационного учета по данному адресу 13 марта 2020 года.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований административного истца о признании не действующими оспариваемых пунктов Правил в части требования постоянного проживания гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, и членов его семьи на дату подачи заявления в жилом помещении, непригодном для проживания и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на законе.
Суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что федеральный законодатель, определяя круг лиц, которым предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений, исходил из того, что данные социальные выплаты предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, не устанавливая требования их постоянного проживания на дату подачи заявления в жилом помещении, непригодном для проживания.
При этом в пункте 6 указанных Правил определено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лишь порядок и условия предоставления социальных выплат лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, что свидетельствует о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению каких-либо дополнительных требований к указанным лицам, круг которых определен нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, судом правомерно указано на то, что содержащееся в оспариваемом нормативном правовом акте требование постоянного проживания гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, в жилом помещении, непригодном для проживания, не соответствует указанным нормам, направленным на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение их безопасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании не действующими подпункта 1 пункта 2, подпункта 7 пункта 10, приложения N 1 к Правилам в части требования постоянного проживания гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, и членов его семьи на дату подачи заявления в жилом помещении, непригодном для проживания.
Отказывая в удовлетворении в остальной части административного иска, суд исходил из того, что рассматриваемое правовое регулирование не создает каких-либо дискриминационных условий предоставления социальных выплат по отношению к административному истцу, осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца в указанном им аспекте. В связи с чем не нашел оснований для удовлетворения иска в остальной части заявленных требований.
Позиция суда в указанной части подробно и аргументированно изложена в обжалуемом решении, и оснований с ней не согласиться судебная коллегия не находит и сторонами указанные выводы не оспариваются.
Доводы жалобы о возможности самостоятельного определения условий предоставления социальной выплаты в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылка представителя Правительства Амурской области на пункт 3 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, являющегося Приложением N 5 к утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года N 446 государственной программе Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2025 годы", судебной коллегией отклоняется, поскольку решением Амурского областного суда от 4 февраля 2022 года, вступившим в законную силу 12 мая 2022 года, вышеуказанная норма признана не действующей.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Амурской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.