Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Юрковой Т.А, судей Исаковской Э.Л, Епихиной О.М, при секретаре Алешиной А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования р.п. Первомайский Шекинского района Тульской области на решение Щекинского районного суда Тульской области от 21 октября 2021 г. по делу по административному иску Афониной И.Н. к администрации муниципального образования р.п. Первомайский Шекинского района Тульской области о признании решений об отказе в перераспределении земельных участков незаконными.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А, судебная коллегия
установила:
Афонина И.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области о признании решений администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области N N, N N от 22.06.2021 о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами N и N соответственно незаконными; обязании администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области утвердить схемы расположений по перераспределению земельных участков.
В обоснование заявленных требований административный истец Афонина И.Н. указала на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
На ее заявления о перераспределении земельных участков отказано 22.06.2021, о чем представлены ответа N N и N N, в связи с тем, что раздел земельного участка на несколько участков меньшей площадью не дает право перераспределить земельный участок. Формирование одного из участков приводит к вкрапливанию земельного участка, поскольку отсутствует доступ к нему, а второй участок расположен в охранной зоне объекта газоснабжения.
Полагает данные отказы незаконными, противоречащими положениям ст. 36 Конституции РФ, ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
В судебное заседание административный истец Афонина И.Н. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Представитель истца Афониной И.Н. по доверенности Золотухина Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области по доверенности Воробьева Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 21 октября 2021 г. постановлено:
административные исковые требования Афониной И.Н. к администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельных участков и обязании утвердить схемы расположения земельных участков - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 639+/-9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 661+/-9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N.
Обязать администрацию муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области повторно рассмотреть заявление представителя Афониной И.Н. по доверенности Золотухиной Ю.Ю. от 04.06.2021 N N о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
Обязать администрацию МО р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области повторно рассмотреть заявление представителя Афониной И.Н. по доверенности Золотухиной Ю.Ю. от 04.06.2021 N N о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Афониной И.Н, ее представителя по доверенности Золотухиной Ю.Ю, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Афонина И.Н. на основании договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 11.12.2012 являлась собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
При этом, 29.12.2012 за Афониной И.Н. на основании договора купли-продажи от 11.12.2012 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2016.
В последующем произведен раздел земельного участка с кадастровым номером N площадью 1300 кв.м на земельный участок с кадастровым номером N площадью 661+/-9 кв.м и земельный участок с кадастровым номером N площадью 639+/-9 кв.м.
Право собственности Афониной И.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами N и N зарегистрировано в установленном законом порядке 17.05.2021, что подтверждается сведениями о зарегистрированных правах из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
04.06.2021 Афонина И.Н. обратилась в администрацию муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области с заявлениями о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью 639 кв.м, N, площадью 661 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", и земель государственной и муниципальной собственности.
Решением администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 22.06.2021 N N Афониной И.Н. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N отказано со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ в связи с увеличением площади земельного участка свыше установленных пределов, а также нахождении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне.
Решением администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 22.06.2021 N N Афониной И.Н. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N отказано со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ в связи с увеличением площади земельного участка свыше установленных пределов, а также в связи с тем, что формирование границ земельного участка в соответствии с представленной схемой приведет к образованию вклиниваемого земельного участка, а отсутствие доступа к нему будет препятствовать рациональному использованию, что не соответствует установленным законодательством требованиям к образуемым и измененным земельным участкам в соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с данными отказами, Афонина И.Н. обратилась в суд за признанием их незаконным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о признании оспариваемых решений от 22.06.2021 N N, N N незаконными, поскольку площади земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не будут превышать максимальный размер земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, сведений о нахождении образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N в охранной зоне газопровода стороной административного ответчика не представлено.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения (действий) органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Срок обращения, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, в суд с требованием о признании решений от 22.06.2021 N N, N N административным истцом соблюден.
Проверяя полномочия должностного лица на принятие оспариваемых решений от 22.06.2021 N N, N N судебная коллегия приходит к выводу, что заявление Афониной И.Н. рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом по существу поставленных в нем вопросов, заявителю подготовлены и направлены мотивированные ответы в установленные сроки.
Исходя из содержания писем администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 22.06.2021 N N, N N, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области приняты решения об отказе в перераспределении земельных участков и утверждении схем расположений земельных участков на кадастровом плане территории.
Действующее законодательство не содержит каких-либо конкретных требований к таким решениям, однако по своей форме, содержанию ответы от администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 22.06.2021 N N, N N отвечают формальным требованиям закона, и к нарушению прав и законных интересов административного истца не приводят.
Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Согласно ч. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п.п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
В статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 указанной статьи), а также для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 указанной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 указанной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 указанной статьи).
Согласно п. 4 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ обязательными приложениями к соглашению, указанному в пункте 2 данной статьи, являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что такое основание для отказа в перераспределении земельных участков, изложенное в решении от 22.06.2021 N N, N N как превышение площади земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, максимальному размеру земельных участков с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, является необоснованным.
Материалами дела достоверно подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 639 кв.м, N площадью 661 кв.м образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 1300 кв.м, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости и право собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
В рамках действующего законодательства предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации недвижимости сведений.
Сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, приведены в ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подтверждают существование объекта с конкретными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенного недвижимой вещи, и являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 4 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.
Приведенные законоположения органом местного самоуправления, вопреки доводам апелляционной жалобы, при принятии оспариваемых решений не учтены, земельный участок с кадастровым номером N прекратил свое существование при его разделе на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета, право собственности Афониной И.Н. на него прекращено, а, следовательно, отсутствуют основания для учета его площади при решении вопроса о размере вновь образуемых в результате перераспределения земельных участков, право собственности Афониной И.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами N, N зарегистрировано в установленном законом порядке. Площадь каждого из земельных участков, образуемых в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, не будет превышать максимально возможный размер земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 31.03.2017 N43-166.
Суд первой инстанции правильно указал, что действия Афониной И.Н. по разделу земельного участка с кадастровым номером N на два самостоятельных земельных участка, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестном поведении административного истца, направленном на получение в собственность земельного участка, площадь которого превышает предельный максимальный размер земельных участков.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, в то время как согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Одним из оснований к отказу в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N в ответе N N от 22.06.2021 также послужило то, что, по мнению административного ответчика, формирование границ земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения, приводит к образованию вкрапливаемого земельного участка, а отсутствие доступа к нему препятствует рациональному использованию, что не соответствует установленным земельным законодательством требованиям к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Как указано в п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Из имеющихся в материалах дела схем расположения земельного участка с кадастровым номером N на кадастровом плане территории, усматривается, что испрашиваемый земельный участок имеет правильную прямоугольную форму, образуется путем присоединения к нему земельного участка, расположенного с северной стороны и прилегающего вплотную к земельному участку с кадастровым номером N.
Тем самым, образование испрашиваемого земельного участка напротив устранит имеющуюся чересполосицу между земельными участками с кадастровыми номерами N и N.
В тоже время, формирование в испрашиваемой местности самостоятельного земельного участка, хоть и не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 31.03.2017 N 43-166, установившим минимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, в размере 0, 03 га, но представляется затруднительным, поскольку к данному земельному участку отсутствует доступ со стороны земель общего пользования, в то время, как Афонина И.Н. может осуществлять доступ к испрашиваемому земельному участку через принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером N.
Препятствий в рациональном использовании испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N, вопреки утверждениям стороны административного ответчика, судебной коллегией не установлено.
Образуемый земельный участок, о перераспределении которого просит Афонина И.Н, отвечает требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, не превышает предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 31.03.2017 N43-166, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого отказа администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области от 22.06.2021 N N в отношении земельного участка с кадастровым номером N, незаконным.
Удовлетворяя требования Афониной И.Н. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования р.п.Первомайский Щекинского района Тульской области от 22.06.2021 N N в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и возложении на администрацию муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области обязанности повторно рассмотреть заявление представителя Афониной И.Н. по доверенности Золотухиной Ю.Ю. от 04.06.2021 N N о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о том, что предполагаемый к образованию земельный участок с кадастровым номером N входит в охранную зону газопровода, административным ответчиком не представлено, такой вывод сделан на основании данных публичной кадастровой карты. Само по себе нахождение земельного участка в охранной зоне газопровода лишь налагает на собственника определенные ограничения при его использовании.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение в названой части указанным требованиям не отвечает.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Право лица на перераспределение земельных участков за счет земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности, не является безусловным и зависит от указанных в законе обстоятельств, наличие которых препятствует такому перераспределению.
Судебная коллегия полагает, что такие обстоятельства при рассмотрении вопроса о возможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, находящихся в муниципальной собственности, по делу имеются.
В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Границы территориальных зон и градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 2 и 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования должны в обязательном порядке отображаться, среди прочего, границы зон с особыми условиями использования территорий (ч. 2 и 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель устанавливает в числе прочих охранную зону систем газоснабжения.
При этом по смыслу Земельного кодекса РФ особенностью охранных зон является порядок пользования земельным участком. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ограничивающего или запрещающего те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон).
Пункт 6 ст. 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абз. 2 ст. 1).
Согласно п. 1 ст. 2 указанного федерального закона, а также приложению 1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы земельных участков в пределах охранных зон при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения, а в подпункте "ж" дано понятие "нормативные расстояния" как минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
В состав газораспределительных сетей входит, в том числе, наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой (п. 4 Правил).
Для газораспределительных сетей вдоль трасс наружных газопроводов охранная зона устанавливается в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода (подп. "а" п. 7 Правил).
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), включая запрет на строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны, рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0, 3 метра (подпункты "а", "е", "з" п. 14 Правил).
Статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости:
публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;
дежурные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы.
Таким образом, публичная кадастровая карта является общедоступным информационным сервисом, в котором содержатся сведения о границах объектов недвижимости, населенных пунктов, муниципальных образований, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия и иные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости.
Из письма директора филиала в г. Щекино АО "Газпром газораспределение Тула" от 16.08.2021 N N следует, что газопровод низкого давления проходит в 3 метрах от границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Из сведений из публичной кадастровой карты, исследованных судебной коллегией в порядке ст. 308 КАС РФ, усматривается, что охранная зона объекта газоснабжения инв. N N проходит вдоль границы земельного участка с кадастровым номером N, по заявленному Афониной И.Н. к перераспределению земельному участку.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, оснований не доверять сведениям из публичной кадастровой карты в силу вышеуказанных положений действующего законодательства не имеется.
Из представленной к утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что предполагается к перераспределению земельный участок с кадастровым номером N с земельным участком, примыкающим к нему с западной стороны.
При сопоставлении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N на кадастровом плане территории, предъявленной к утверждению, со схемами, имеющимися в материале проверки соблюдения Афониной И.Н. земельного законодательства N N, а также иными содержащимися в нем документами, безусловно усматривается, что заявленный к перераспределению земельный участок площадью 131, 8 кв.м полностью является охранной зоной газопровода низкого давления, к которому должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, что будет невозможно в случае образования испрашиваемого земельного участка и возведения ограждения по его границам.
Спорный земельный участок не может быть образован путем перераспределения земель в границах охранной зоны газопровода, поскольку при использовании такого участка в соответствии с его разрешенным использованием не будет обеспечено безопасное, безаварийное функционирование и эксплуатация объектов газоснабжения, их обслуживание и ремонт, необходимые в целях защиты интересов населения для бесперебойного обеспечения газом и жителей данного населенного пункта.
Оснований для формирования земельного участка путем перераспределения земельного участка, являющегося охранной зоной газопровода, стороной административного истца не приведено.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что схема расположения земельного участка подготовлена без учета требований к ее подготовке, установленных ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, будет препятствовать рациональному использованию земельного участка, являющегося охранной зоной газопровода, что является основанием для отказа как в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так и основанием для отказа в перераспределении земельных участков и заключении соглашения об их перераспределении, предусмотренного пп. 9, 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о незаконности принятого администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области решения от 22.06.2021 N N об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и возложении на администрацию муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области обязанности повторно рассмотреть заявление представителя Афониной И.Н. по доверенности Золотухиной Ю.Ю. от 04.06.2021 N N.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта, то решение Щекинского районного суда Тульской области от 21.10.2021 в части признании незаконным отказа администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, изложенного в письменном ответе от 22.06.2021 N N, обязании администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области повторно рассмотреть заявление от 04.06.2021 о перераспределении земельного участка, надлежит отменить, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае поступления в суд первой инстанции после направления дела в суд апелляционной инстанции заявления об исправлении описок, опечаток, явных арифметических ошибок в судебном акте суда первой инстанции, замечаний на протокол или аудиозапись судебного заседания, заявления о принятии дополнительного решения такое заявление направляется в суд апелляционной инстанции, который учитывает имеющиеся в судебном акте суда первой инстанции описки, опечатки, явные арифметические ошибки, факты неполноты протокола или аудиозаписи судебного заседания при вынесении апелляционного определения либо разрешает в апелляционном определении требования (вопросы), не разрешенные судом первой инстанции (например, разрешает вопрос о распределении судебных расходов, не распределенных судом первой инстанции), за исключением случаев, когда у суда апелляционной инстанции отсутствует возможность установить обстоятельства, необходимые для исправления описки, опечатки, ошибки, неполноты протокола, аудиозаписи, или отсутствует возможность разрешения вопросов, не разрешенных судом первой инстанции. В последних случаях дело может быть возвращено в суд первой инстанции для совершения им процессуальных действий, предусмотренных нормами КАС РФ, если без совершения данных действий административное дело не может быть правильно рассмотрено судом апелляционной инстанции.
В мотивировочной части решения Щекинского районного суда Тульской области от 21.10.2021 (абз. 1 лист дела 208) имеется явная описка в части указания номера ответа в отношении земельного участка с кадастровым номером N, указано N N в то время, как правильным является - N N.
Кроме того, описка также допущена в резолютивной части решения, судом дважды указано о признании незаконным отказа администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 661+/-9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N.
При этом из мотивированного текста судебного решения усматривается, что судом признаны незаконными отказ в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N, а также отказ в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N.
Допущенные судом описки носят явный технический характер, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым их устранить, указав в мотивировочной части решения номер ответа в отношении земельного участка с кадастровым номером N, как N N, вместо N N, а абзац 3 резолютивной части решения Щекинского районного суда Тульской области изложить в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 661+/-9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N".
В остальной части решение Щекинского районного суда Тульской области от 21.10.2021 надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 21 октября 2021 г. отменить в части признании незаконным отказа администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, изложенного в письменном ответе от 22.06.2021 N N, обязании администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области повторно рассмотреть заявление от 04.06.2021 о перераспределении земельного участка.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Афониной И.Н. к администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области о признании отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N незаконным отказать.
Исправить допущенную описку в мотивировочной части решения Щекинского районного суда Тульской области от 21 октября 2021 г. в части указания номера ответа в отношении земельного участка с кадастровым номером N, указав его как N N вместо N N.
Исправить описку в резолютивной части решения Щекинского районного суда Тульской области от 21 октября 2021 г, изложив абзац 3 в следующей редакции:
"Признать незаконным отказ администрации муниципального образования р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 661+/-9 кв.м, расположенного по адресу: N, изложенный в письменном ответе от 22.06.2021 N N".
В остальной части решение Щекинского районного суда Тульской области от 21 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования р.п. Первомайский Шекинского района Тульской области - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.