Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Э.Р, судей: Сачкова А.Н, Последова А.Ю, при секретаре Паламарчук Ю.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому Межрайонной ИФНС России N12 по Ростовской области к Леншину Валерию Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, по апелляционной жалобе Леншина В.В. на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 27 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Последова А.Ю, судебная коллегия по административным делам
установила:
МИФНС России N 12 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к Леншину В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
В обоснование иска административный истец указал, что Леншин В.В. в период с 18 марта 2014 года по 7 декабря 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.
В результате осуществления контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что у Леншина В.В. имеется задолженность за 2020 год по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В адрес административного ответчика было направлено требование N 2952 от 16 февраля 2021 года об уплате задолженности по страховым взносам, которое в добровольном порядке им исполнено не было.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 6 Белокалитвинского судебного района Ростовской области от 25 мая 2021 года с Леншина В.В. взыскана указанная задолженности по страховым взносам, однако в связи с поступление возражений от должника относительного его исполнения, определением мирового судьи от 15 июня 2021 года указанный судебный приказ отменен.
В связи с тем, что задолженность по страховым взносам до настоящего времени не погашена, административный истец просил суд взыскать с Леншина В.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 30 354, 58 руб, пени в сумме 236 руб. 51 коп, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 7882 руб. 39 коп, пени в сумме 61 руб. 42 коп.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 27 января 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик Леншин В.В. просит отменить решение суда первой инстанции, указывая в обоснование своих доводов на прекращение им статуса индивидуального предпринимателя в 2016 году и направление в адрес налогового органа 30 марта 2016 года заявления о прекращении статуса индивидуального предпринимателя и всех необходимых документов.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указал, что представленное Леншиным В.В. заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя было рассмотрено МИФНС России N 26 по Ростовской области и принято решение об отказе в государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации. Решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя Леншина В.В. из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) было принято МИФНС России N 26 по Ростовской области 21 октября 2020 года. Запись об исключении недействующего индивидуального предпринимателя Леншина В.В. из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей внесена 7 декабря 2020 года, в связи с чем с этой даты у административного ответчика прекратились обязанности по уплате страховых взносов.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС России N 12 по Ростовской области Гавриляко Ю.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в отсутствие административного ответчика Леншина В.В.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу п. 1 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе, за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования за каждый календарный год, в который ими осуществлялась указанная деятельность. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими данного статуса, и прекращается с момента его прекращения.
В соответствии с п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ), в редакции, действовавшей на дату направления административным ответчиком заявления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях установленных ст. 23 вышеуказанного Федерального закона.
Частью 3 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ установлено, что решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату направления административным ответчиком заявления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) решение об отказе в государственной регистрации в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. Если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанное решение заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.
При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при указании в заявлении о государственной регистрации сведений, предусмотренных подпунктом "в.1" пункта 1 или подпунктом "д.1" пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, решение об отказе в государственной регистрации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.
Таким образом, требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ установлено обязательное уведомление лица, подавшего заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в случае отказа в осуществлении государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя.
При этом, в соответствии с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О "По жалобе гражданки Кошловской Татьяны Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии с данными ЕГРИП Леншин В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18 марта 2014 года, исключён как недействующий индивидуальный предприниматель 7 декабря 2020 года.
При этом, 30 марта 2016 года Леншиным В.В. в адрес Единого регистрационного центра было направлено заявление по форме 26001 (заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) с приложением документов.
По результатам рассмотрения данного заявления, налоговым органом 6 июня 2016 года отказано административному ответчику в осуществлении государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Решение налогового органа или уведомление об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в адрес Леншина В.В. не направлялось.
16 февраля 2021 года МИФНС России N 22 по Ростовской области направила в адрес Леншина В.В. требование N 2952 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 30354, 58 руб, пени в сумме 236, 51 руб, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 7 882, 39 руб, пени в сумме 61, 42 руб. Срок исполнения требования 6 апреля 2021 года.
25 мая 2021 года мировым судьёй судебного участка N6 Белокалитвинского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который отменён 15 июня 2021 года определением указанного мирового судьи в связи с поступившими возражениями Леншина В.В. относительно его исполнения.
22 декабря 2021 года Леншин В.В. обратился в МИФНС России N 22 по Ростовской области с просьбой разобраться в сложившейся ситуации в связи с тем, что им 30 марта 2016 года направлено в налоговый орган заявление о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
В ответе на данное обращение от 29 декабря 2021 года МИФНС России N 22 по Ростовской области 3 февраля 2020 года сообщила Леншину В.В, что ему отказано в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, поскольку подпись заявителя на заявлении не удостоверена в нотариальном порядке.
При этом, судебная коллегия отмечает, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих, что Леншин В.В. был своевременно уведомлен об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и мог предпринять меры для устранения допущенных нарушений.
К обстоятельствам, имеющим значение для разрешения возникшего спора, судебная коллегия также относит тот факт, что налоговый орган не предпринимал меры по взысканию задолженности по соответствующим взносам с Леншина В.В. за период 2017-2019 годы.
Административным истцом не представлено также доказательств того, что Леншин В.В, после направления им заявления о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлял указанную деятельность. Более того, само решение налогового органа об исключении Леншина В.В. из числа индивидуальных предпринимателей как "недействующего" обусловлено, в том числе, отсутствием отчетности о результатах его деятельности.
На основании изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что доводы Леншина В.В. о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя не подтверждены материалами дела, в связи с чем с него подлежат взысканию соответствующая задолженность.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, фактически в силу независящих от него причин, не знал об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и не мог своевременно предпринять действия для исключения сведений о себе из ЕГРИП.
Оценивая представленные сторонами доказательства и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что уплата страховых взносов связывается законодателем, в первую очередь, с осуществлением определенной деятельности, в данном случае, предпринимательской, в связи с чем установление факта прекращения данной деятельности является основанием для прекращения обязанности лица, осуществлявшего её, по уплате указанных страховых взносов.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией налогового органа о том, что отказав Леншину В.В. в прекращении регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, налоговый орган не обязан был доводить данное решение до заявителя.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу ст. 19 Конституции Российской Федерации, во взаимной связи со ст. 57, налогообложение должно быть основано на конституционной принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения, гарантирует равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оснований для уплаты Леншиным В.В. обязательных страховых взносов за 2020 год, не имелось, поскольку деятельность, являющаяся основанием для взимания страховых взносов, им в указанный период фактически не осуществлялась.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что при разрешении возникшего спора, суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также неправильно применил нормы материального права, что в силу п. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС РФ, считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России N12 по Ростовской области к Леншину Валерию Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2020 год и пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 27 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N12 по Ростовской области к Леншину Валерию Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2020 год и пени - отказать.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Э.Р. Яковлева
Судьи: А.Н. Сачков
А.Ю. Последов
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.