Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Субхангулова А.Н.
Ситник И.А.
при секретаре Галиеве Д.В.
с участием прокурора Сафина А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брют-Уфа" к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании постановления недействующим в части
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Брют-Уфа" на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ситник И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Брют-Уфа" (далее по тексту также - ООО "Брют-Уфа", Общество) обратилось в Арбитражный Суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействующим в части постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В обоснование требований указано на то, что ООО "Брют-Уфа" является собственником помещений в нежилом административном здании, расположенном по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года N 04АД 714181, N 04АД 742769, N 04АД716612, и собственником на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года N 04АД 715924.
Административное здание по указанному адресу построено в 2007 году, проектная документация прошла соответствующие экспертизы и согласования, в том числе с Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Строительство здания велось в соответствии с утвержденной проектной документацией. После завершения строительства объект был введен в эксплуатацию.
В соответствии с проектной документацией красная линия по улице Бехтерева находилась на расстоянии не менее 5 м до административного здания.
Постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 утвержден проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Согласно указанному проекту земельный участок с кадастровым номером... и расположенное на нем здание по адресу: адрес, находятся в границах красных линий.
По мнению административного истца, изменение, связанное с перемещением красных линий на земельном участке, выполнено с нарушением действующего законодательства, данные обстоятельства нарушают права и законные интересы ООО "Брют-Уфа", как правообладателя помещений в здании, так и земельного участка, поскольку красная линия проходит по объекту недвижимости, принадлежащему административному истцу, а оспариваемое постановление не содержит сведений о том, что на земельном участке заявителя, а также в границах объектов недвижимости, принадлежащих ему, планируется строительство объектов общего пользования.
В этой связи, ссылаясь на приведенные обстоятельства, ООО "Брют-Уфа", уточнив заявленные требования, просило:
- признать пункты 1.1, 1.2, 1.3 постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части утверждения красных линий, в результате которого красная линия пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, и административного здания с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, согласно координатам поворотных точек: от точки с координатами Х-.., У-.., до точки с координатами Х-.., У-.., недействующими, как противоречащими требованиям законодательства;
- обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Брют-Уфа" путем исключения из проекта планировки красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером.., расположенному по адресу: адрес, и административному зданию с кадастровым номером.., расположенному по адресу: адрес, согласно координатам поворотных точек: от точки с координатами Х-.., У-... до точки с координатами Х-.., У-...
Решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 30 октября 2019 года производство по делу в части требований к Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года указанное решение отменено, дело передано в Верховный Суд Республики Башкортостан для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Письмом заместителя председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 марта 2020 года дело передано на рассмотрение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан.
Вступившим в законную силу определением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 22 октября 2020 года принят отказ административного истца от административного иска, заявленного к Главному управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, производство по делу в данной части прекращено.
Решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 22 октября 2020 года в удовлетворении административного иска ООО "Брют-Уфа" об оспаривании постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 год N 682 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2021 года решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 22 октября 2020 года отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя постановленное решение, суд апелляционной инстанции исходил из существенных нарушений норм процессуального права, выразившихся в отсутствии на аудиозаписи факта фиксации оглашения резолютивной части решения суда.
При новом рассмотрении административного дела Октябрьским районным судом города Уфы Республики Башкортостан принято решение от 13 июля 2021 года, которым постановлено: в удовлетворении административного иска ООО "Брют-Уфа" к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 недействующим в части отказать.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Брют-Уфа" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 июля 2021 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что здание, расположенное по адресу: адрес, было построено в 2007 году с соблюдением всех установленных градостроительных правил, после завершения строительства объект был введен в эксплуатацию, при оформлении права собственности на помещения, находящиеся в составе данного административного здания, и постановки на кадастровый учет каких-либо замечаний и возражений со стороны контролирующих лиц не возникало.
Аналогичным образом был поставлен на кадастровый учет земельный участок по указанному адресу; в выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером... в государственном кадастре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных в реестре ограничениях в отношении земельного участка, находящегося по адресу: адрес, в том числе об установлении красных линий в границах приведенного участка. Материалы реестрового (кадастрового) дела по обозначенному земельному участку, поступившие из ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Росреестра по Республике Башкортостан, такой информации также не содержат.
01 июня 2018 года ООО "Брют-Уфа" обратилось в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением N31/05 о восстановлении ранее существовавших красных линий по адрес в отношении земельных участков с кадастровыми номерами..,... и.., принадлежащих Обществу на праве собственности.
Письмом от 18 июня 2018 года N 7-4543/ПР главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был дан ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером.., а также строение по адресу: адрес, частично расположены на территории общего пользования в границах красных линий адрес.
Однако оспариваемое постановление администрации городского круга город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682, которым утвержден проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО "Брют-Уфа", как собственнику здания и земельного участка, расположенного на территории проектируемого квартала, не направлялось. Вместе с тем, указанным постановлением изменены и утверждены границы красных линий в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, а не муниципалитет.
Данное обстоятельство, как полагает автор апелляционной жалобы, свидетельствует о том, что утверждение оспариваемым постановлением администрации городского круга город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 проекта планировки и проекта межевания на земельных участков, относящихся к частной собственности, без согласия собственников, является нарушением федерального законодательства, а также прав и законных интересов заявителя как собственника земельного участка и здания, расположенных в указанной зоне, поскольку изменение красной, линии произведено без учета находящихся на проектируемой территории земельного участка и объекта капитального строительства, принадлежащих на праве собственности заявителю.
Также ООО "Брют-Уфа" в апелляционной жалобе ссылается на то, что изменение на основании оспариваемого постановления в 2018 году расположения красных линий фактически подразумевает принудительный перевод принадлежащих Обществу объектов, по которым проходят вновь определенные красные линии, в категорию общего пользования без согласия собственника, что является грубейшим нарушением градостроительного законодательства при утверждении проекта планировки и проекта межевания территории.
Представители ООО "Брют-Уфа", ООО "Брют" Камалова К.Э, Нурисламова Г.Р. в судебном заседании суда апелляционной доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Московская Н.Л. с позицией, изложенной в апелляционной жалобе не согласилась, полагала, что состоявшееся по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Согласно заключению прокурора отдела обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р. решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 июля 2021 года подлежит отмене ввиду незаконности и необоснованности.
Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ООО "Брют-Уфа", ООО "Брют" Камалову К.Э, Нурисламову Г.Р, представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Московскую Н.Л, заключение прокурора Сафина А.Р, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Брют-Уфа" является собственником помещений в нежилом административном здании, расположенном по адресу: адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года N 04АД 714181, N 04 АД 742769, N 04АД 716612, и собственником 44/100 доли земельного участка с кадастровым номером.., находящегося по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 октября 2013 года N 04АД 715924.
Постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 06 декабря 2004 года N 4572 утвержден проект планировки и концепции инженерного обеспечения застройки территории, прилегающей к проспекту Салавата Юлаева на участке мостового перехода через реку Белую до улицы Лесотехникума в городе Уфе. Согласно указанному проекту красные линии пересекают земельный участок с кадастровым номером...
Административное здание по адресу: адрес, построено в 2007 году (застройщик ЗАО "Химикат"), введено в эксплуатацию 25 декабря 2007 года, поставлено на кадастровый учет 15 сентября 2010 года.
Здание построено на земельном участке, предоставленном в аренду ЗАО "Химикат" для проведения подготовительных работ по строительству административного здания, в границах, указанных в плане участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 на основании Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4, с учетом протокола публичных слушаний и заключения, утвержден проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно указанному проекту земельный участок с кадастровым номером... и расположенное на нем здание по адресу: адрес, находятся в границах красных линий.
Проект планировки разработан на основании постановления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 сентября 2017 года N 1274 по заказу ООО ТСК "Дружба".
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 года N 20/9 назначены публичные слушания по проекту на 03 апреля 2018 года. Организация и проведение публичных слушаний возложена на комиссию по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" и размещено на официальном сайте Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно заключению публичные слушания признаны состоявшимися, результат положительный.
Проект планировки согласован с городскими службами.
11 апреля 2018 года ООО "Брют-Уфа" обратилось в прокуратуру.
Прокуратурой города Уфы вынесено представление от 22 мая 2018 года N 31-д-2018, из которого следует, что в ходе проверки установлено, что постановлением главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 утвержден проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером... и расположенное на нем здание по адресу: адрес, располагаются в границах красных линий. Красные линии установлены без учета соответствующей застройки, в нарушение требований законодательства. Принято решение о необходимости принятия конкретных мер к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений законодательства, исключению фактов принятия незаконных решений резервирования земельных участков без учета существующей застройки и обоснования установления (изменения, отмены) красных линий.
Установив приведенные обстоятельства, проверяя в порядке нормоконтроля оспариваемое постановление главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682, суд первой инстанции, ссылаясь на Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N7/4, которым по результатам публичных слушаний и заключения утвержден проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также принимая во внимание на план, являющийся неотъемлемой частью договора аренды земельного участка, заключенного с застройщиком здания административного истца ЗАО "Химикат" (первоначальный владелец земельного участка), пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Брют-Уфа" о признании названного нормативно-правового акта недействующим, исходя из того, что еще в 2004 году при проектировании планировки и концепции инженерного обеспечения застройки территории, прилегающей к проспекту Салавата Юлаева на участке мостового перехода через реку Белую до улицы Лесотехникума в городе Уфе, было обозначено, что красные линии пересекают земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность постановленного судебного акта, не может признать его правильным, поскольку при вынесении решения допущены нарушения норм материального права, влекущие его отмену.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и должен выяснять обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На основании пунктов 8 и 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 20 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности, и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из содержания частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.
Таким образом, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Вместе с тем, проект планировки территории в оспариваемой части указанным требованиям не соответствует, обоснование красной линии отсутствует.
Из пояснительной записки, содержащейся в приложении N 4 к постановлению главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 (л.д. 32-36, т. 1), не усматривается какое-либо обоснование размещения красной линии по части территории административного истца именно с целью строительства линейных объектов (автомобильных дорог и железнодорожных путей, линии электропередач (воздушных и подземных), трубопроводов и коллекторов, линии связи (линейно-кабельных сооружений)).
Кроме того, из содержания проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, который утвержден оспариваемым постановлением органа местного самоуправления, не усматривается, что при его разработке, помимо перечисленных в нем объектов недвижимого имущества, учитывались здание и территория административного истца, расположенная по адрес.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Относительно позиции административного ответчика о том, что нежилое здание ООО "Брют-Уфа", принятое в эксплуатацию 25 декабря 2007 года, на основании постановления главы администрации города Уфы Республики Башкортостан от 06 декабря 2004 года N 4572 (л.д. 63, т. 1) уже располагалось в границах красных линий, судебная коллегия отмечает, что приведенные суждения не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доводы муниципалитета не свидетельствуют об обременении территории административного истца и возможности реализации проекта 2004 года путем издания нового постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682.
Также судебная коллегия находит необходимым обратить внимание на то, что если земельный участок с кадастровым номером... по адресу: адрес входил в границы красных линий и находился на землях общего пользования, то он не мог быть передан в частную собственность ввиду особого правового режима соответствующей территории, определяемого с учетом как существующих элементов планировочной структуры, так и планируемого развития территории в соответствии с утвержденной порядке документацией по планировке территории (статья 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ).
Вместе с тем, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером... по адресу: адрес был передан в частную собственность без проведения торгов на основании постановления главы администрации города Уфы Республики Башкортостан от 21 августа 2007 года N 5137, то такой участок не был обременен и постановление главы администрации города Уфы Республики Башкортостан от 06 декабря 2004 года N 4572 об утверждении красных линий на него не распространялось.
Пунктом 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
Соответствующий перечень и сведения о земельных участках, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, в документации по планировке территории отсутствуют.
Согласно пункту 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В установленный указанной нормой срок решение об изъятии для муниципальных нужд находящегося в собственности ООО "Брют-Уфа" земельного участка с кадастровым номером... принято не было.
Следовательно, поскольку документы территориального планирования от 2004 года не содержат сведений об изъятии земельного участка административного истца для муниципальных нужд либо его резервирования для соответствующих нужд, судьба расположенного на нем объекта недвижимости также не разрешена, то оснований полагать, что постановление главы администрации города Уфы Республики Башкортостан от 06 декабря 2004 года N 4572 не утратило силу и продолжало действовать вплоть до 2018 года, не имеется.
Более того, судебная коллегия полагает, что именно ограниченный срок действия каждого из проектов планировки и проекта межевания территории, обуславливает орган местного самоуправления периодически утверждать новую документацию территориального зонирования с указанием красных линий, которые в то же время не могут определяться (устанавливаться, изменяться, отменяться) произвольно без учета уже действующих застроек, порядка определения их судьбы и правового обоснования необходимости обновления красных линий в границах муниципального образования.
Помимо изложенного суд апелляционной инстанции также отмечает, что на момент разрешения спора и вынесения судом первой инстанции решения по делу со дня утверждения оспариваемого постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 также прошло более трех лет и уполномоченным органом не принято решение об изъятии принадлежащего административному истцу земельного участка, судьба находящихся на нем объектов недвижимости не определена.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 июля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Брют-Уфа" к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании в части постановления недействующим удовлетворить.
Признать не действующими с даты вступления в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 01 июня 2022 года пункты 1.1, 1.2, 1.3 постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 апреля 2018 года N 682 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории, ограниченной улицами Менделеева, Бехтерева, Пирогова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части утверждения красных линий по земельному участку с кадастровым номером... и по административному зданию с кадастровым номером.., расположенных по адресу: адрес, согласно координатам поворотных точек: от точки с координатами Х-.., У-.., до точки с координатами Х-.., У-...
Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия на официальном сайте администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Кулова Г.Р.
Судьи Субхангулов А.Н.
Ситник И.А.
Справка: судья Шакирова Г.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.