Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N16 от 08.11.2021 N, решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 19.01.2022 N, состоявшиеся в отношении ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N16 от 08.11.2021 N, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 19.01.2022 N, ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" ФИО2 выражает несогласие с приведенными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
В силу части 1 статьи 6 указанного закона обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требования об актуализации паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, предусмотрены частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 N256-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460 утверждены Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).
Как усматривается из материалов дела, 29.09.2021 ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" не выполнило требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на расположенном по адресу: Вологодская область, г..Череповец, ул.Рыбинская, д.61 категорированном объекте топливно-энергетического комплекса - газовой котельной "Южная" ООО "Газпром теплоэнерго Вологда", отнесенного к объектам низкой категории опасности, в частности, в нарушение требований пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", подпункта "е" пункта 3 Правил не проведена актуализация паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса; в нарушение требований пунктов 68, 70, 75, 76, 77, 79 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458дсп, основное периметральное ограждение не соответствует предъявляемым требованиям: изготовленное в виде просматриваемого ограждения из витой металлической сетки типа "рабица" в металлическом каркасе (прутки диаметром менее 5 мм, отсутствует антикоррозийная защита); изготовленное из сплошного металлического листа толщиной менее 2 мм; в нарушение требования пункта 70 Правил в основном ограждении и под распашными вспомогательными воротами объекта имеются лазы; в нарушение требований пункта 71, приложения N 1 подпункта "б" пункта 2 Правил в запретной зоне находится растительность (кустарники), а также бетонные плиты, металлическая хозяйственная конструкция; в нарушение требований пункта 73 Правил, подпункта "а" пункта 1 приложения к Правилам суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения частично по территории объекта составляет менее 2, 5 метра; в нарушение требований пунктов 81, 82, 85 Правил, подпункта "б" пункта 1 приложения к Правилам отсутствует верхнее дополнительное ограждение на крыше
основного контрольно-пропускного пункта и гаражных боксов с западной стороны, которые являются частью основного ограждения, над основными распашными воротами, над запасными воротами с западной стороны, над трубопроводом, выходящим па неохраняемую территорию, по периметру основного ограждения частично отсутствует верхнее дополнительное ограждение; в нарушение требований пунктов 81. 83, 84 Правил, подпункта "б" пункта 1 приложения N 1 к Правилам по периметру объекта отсутствует нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа, заглубленное в грунт на глубину не менее 0, 5 метра; в нарушение требований пункта 80 Правил основное периметральное ограждение на тараноопасном направлении с западной стороны не установлено на фундамент в виде железобетонного цоколя высотой не менее 0, 5 метра с заглублением в грунт не менее 0, 5 метра; в нарушение требований подпункта "а" пункта 103 Правил, подпункта "г" пункта 2 приложения N 1 к Правилам на оконных проемах здания котельной отсутствуют защитные металлические конструкции (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.); в нарушение требований подпункта "б" пункта 103 Правил, подпункта "г" пункта 2 приложения N 1 к Правилам двери помещения критического элемента выполнены из дерева; в нарушение требований пункта 116 Правил с внешней стороны объекта на входной двери контрольно-пропускного пункта отсутствует переговорное устройство; в нарушение требований пункта 126 Правил кабина постового не оснащена лотком для приема документов формата А4; в нарушение требований пунктов 128, 129, 131, 139 Правил, подпункта "б" пункта 3 приложения N 1 к Правилам досмотровая площадка для автомобильного транспорта не отвечает предъявляемым требованиям; в нарушение требований пункта 138 Правил, подпункта "б" пункта 3 приложения N1 к Правилам на подъезде к контрольно-пропускному пункту отсутствует противотаранное устройство специальной конструкции; в нарушение требований пункта 140 Правил запасные распашные ворота, установленные на линии основного
ограждения, не оборудованы фиксаторами; в нарушение требований пункта 171 Правил, пункта 7 подпункта "г" приложения N 1 к Правилам отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел; в нарушение требований пунктов 174, 177, 183 Правил, пункта 4 подпункта "а" приложения N 1 к Правилам периметр основного ограждения не оборудован периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями; в нарушение требований пунктов 212, 214 Правил, пункта 3 подпункта "б" приложения N 1 к Правилам отсутствуют технические средства обнаружения взрывчатых веществ; в нарушение требований пунктов 247, 251, 255 Правил, пункта 13 приложения N1 к Правилам система охранного освещения отсутствует; в нарушение требований пункта 261 Правил, подпункта "б" пункта 9 приложения N 1 к Правилам отсутствует оповещение звуковое на выделенной территории объекта.
Судебные инстанции, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона от 21.07.2011 N256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N458, пришли к обоснованному выводу о привлечении ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в бездействии организации состава вмененного административного правонарушения, так как данных, безусловно свидетельствующих о том, что ею приняты все необходимые и зависящие меры по соблюдению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не имеется. Событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Бездействие ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего порядок обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации.
Утверждение заявителя о преждевременности привлечения общества к административной ответственности со ссылкой на пункт 54 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N1067, не влечет удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) лица имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
В результате проверки объекта топливно-энергетического комплекса, проведенной должностными лицами Управления Росгвардии по Вологодской области, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ненаступление указанного в выданном ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" предписании об устранении выявленных нарушений срока (до 01.10.2022) не свидетельствует о преждевременности привлечения к административной ответственности по настоящему делу. Сроки исполнения мероприятий, указанных паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, истекли в 2020, 2021 годах, при этом общество не приступило к их исполнению.
Иные доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящим судом в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N16 от 08.11.2021 N, решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 19.01.2022 N, состоявшиеся в отношении ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.