Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жернова С.Р, судей Гутеневой Е.Н, Черных И.Н, при секретаре Каревой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Чусова В.А. на приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от 17 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Жернова С.Р, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных решений, выступление адвоката Гурьева К.А, осужденного Чусова В.А. посредством системы видеоконференц-связи, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив возражения заместителя прокурора г. Петрозаводска Республики Карелия Силкина Н.А, а также выслушав мнение прокурора Гребневой Ю.В, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 февраля 2021 года
Чусов В.А, "данные изъяты" года рождения, уроженец "данные изъяты", гражданин РФ, несудимый, осужден:
- по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления) к 6 годам лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей;
- по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы со штрафом в размере 80 000 рублей;
- по п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний к 10 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 170 000 рублей.
Приговором разрешен вопрос о зачете в срок лишения свободы время содержания под стражей, о процессуальных издержках, о конфискации имущества и судьбе вещественных доказательств по делу.
Этим же приговором осужден Виноградов В.А, в отношении которого судебные решения не пересматриваются.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от 17 мая 2021 года приговор оставлен без изменения.
По приговору Чусов В.А. признан виновным:
- в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием электронных, информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от Чусова В.А. обстоятельствам (2 преступления);
- в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием электронных, информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от Чусова В.А. обстоятельствам;
- в незаконном сбыте наркотических средств, с использованием электронных, информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), в крупном размере.
Преступления совершены в 2020 году в г. Петрозаводске Республики Карелия, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Чусов В.А. выражает несогласие с квалификацией действий от 7 и 14 мая как два самостоятельных преступления, полагая, что суду необходимо было квалифицировать как одно длящееся преступление, поскольку они объединены одним умыслом.
Обращает внимание, что действия сотрудников правоохранительных органов при производстве оперативно-розыскных мероприятий в отношении Чусова В.А. носили провокационный характер, проводились с грубыми нарушениями закона, и не были направлены на пресечение дальнейшей преступной деятельности.
Считает, что следователь нарушил его право на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, поскольку не разъяснил ему данное право и в последующем отказал в его просьбе заключить досудебное соглашение, тем самым ввел его в заблуждение, поскольку он рассчитывал на досудебное соглашение, принимал участие в ОРМ, активно способствовал раскрытию и расследованию преступлений, уголовному преследованию других участников преступлений, иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств.
По изложенным основаниям просит квалифицировать его действия как одно длящееся преступление, апелляционное определение отменить, наказание смягчить.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора г. Петрозаводска Республики Карелия Силкин Н.А. полагает, что вина осужденного в установленном судом объеме была полностью доказана, действия осужденного квалифицированы правильно, указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы, просит судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений закона по настоящему делу не допущено.
Выводы суда о виновности Чусова В.А. в инкриминируемых преступлениях, при установленных и изложенных в приговоре обстоятельствах, основаны на полном и всестороннем исследовании совокупности представленных по делу доказательств.
Положенные в обоснование приговора: признательные показания осужденного Чусова В.А.; свидетелей ФИО; свидетеля под псевдонимом "Гамбит"; протоколы осмотра предметов; осмотра места происшествия; протоколы личного досмотра, обыска, изъятия вещей; экспертные заключения; вещественные, а также иные доказательства были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, согласуются между собой и не содержат существенных противоречий.
Суд пришел к верному выводу, что показания допрошенных по делу вышеперечисленных лиц являются подробными, последовательными, согласуются между собой и с иными доказательствами, в связи с чем обоснованно положил их в обоснование приговора. Оснований для оговора осужденного Чусова В.А. со стороны указанных лиц судом обоснованно не установлено.
Данные доказательства были проверены и оценены судом в соответствии с положениями ст. 87 УПК РФ и ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Оценка доказательств дана судом в соответствии со ст. 17 УПК РФ, выводы суда по оценке доказательств являются верными и сомнений не вызывают. При этом, исследовав в судебном заседании обстоятельства, подлежащие доказыванию, суд оценил все юридически значимые факты и указал мотивы, по которым он положил в основу приговора одни доказательства и отверг другие.
Допустимость доказательств, оспариваемых в кассационной жалобе, была проверена судом надлежащим образом. Предусмотренных ст. 75 УПК РФ оснований для признания недопустимыми каких-либо положенных в обоснование приговора доказательств судом обоснованно не установлено.
Вопреки доводам жалобы, из представленных документов усматривается, что нарушений требований уголовно-процессуального закона при осуществлении в отношении осужденного оперативно-розыскной деятельности не допущено. Оперативно-розыскные мероприятия были проведены при наличии на то законных оснований и с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
При изложенных обстоятельствах, полученные результаты оперативных мероприятий отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к доказательствам, приобщены к делу с соблюдением предписанной законом процедуры, были обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами и положены в обоснование приговора.
Кроме того, судом первой инстанции исследовался вопрос формирования умысла осужденного Чусова В.А. на совершение сбыта наркотических средств. В судебном заседании установлено, что умысел на сбыт наркотических средств сформировался у него независимо от действий сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, в связи с этим доводы о провокации осужденного к совершению преступления являются несостоятельными.
Нарушений уголовно-процессуального закона при сборе доказательств по уголовному делу, при проведении следственных и процессуальных действий, в частности каких либо фактов свидетельствующих об оказании на участников уголовного производства давления со стороны сотрудников правоохранительных органов, влекущих пересмотр судебных решений в кассационном порядке, не выявлено.
Совокупность положенных в обоснование приговора доказательств, правильно признана достаточной для постановления в отношении Чусова В.А. обвинительного приговора.
Нарушений требований уголовно-процессуального закона, выразившихся в лишении или ограничении гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства либо несоблюдении процедуры судопроизводства судом не допущено.
Судебное разбирательство по делу проведено объективно и всесторонне с соблюдением требований УПК РФ о состязательности и равноправии сторон и выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения уголовного дела обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по делу, а сторонам судами созданы необходимые условия для исполнения их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных прав, в том числе права на защиту, которыми они реально воспользовались. Данных о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство проводились предвзято либо с обвинительным уклоном и что суд отдавал предпочтение какой-либо из сторон, из материалов дела не усматривается.
Согласно письменному протоколу судебного заседания судебное разбирательство осуществлялось с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон, непосредственности и устности исследования доказательств, с учетом ст. 252 УПК РФ. Судами созданы условия для реализации сторонами своих процессуальных прав. Ходатайства, заявленные сторонами, рассмотрены и разрешены судом в установленном законом порядке. Само по себе мотивированное отклонение судом ходатайств стороны защиты о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон не свидетельствует.
Судом были надлежащим образом установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве по уголовному делу в соответствии с требованиями ст. 73 УПК РФ, в том числе форма вины осужденного Чусова В.А.
Юридическая квалификация действий Чусова В.А. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления), ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ является правильной. Несмотря на занятую стороной защиты позицию по отношению к предъявленному Чусову В.А. обвинению, суд пришел к обоснованному выводу о виновности осужденного в совершении указанных преступлений. Оснований для несогласия с выводами судов о вышеуказанной квалификации действий Чусова В.А. не имеется.
Обвинительный приговор постановлен в соответствии с требованиями ст. 302 УПК РФ, поскольку виновность Чусова В.А. в совершении указанных преступлений была подтверждена в ходе судебного разбирательства совокупностью исследованных судом доказательств. Принципы презумпции невиновности, состязательности и равноправия сторон судом нарушены не были.
Уголовный закон применен судом правильно.
Наказание Чусову В.А. назначено в полном соответствии с требованиями ст. 6, 43, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности осужденного, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также иных обстоятельств, имеющих значение при разрешении данного вопроса.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения к осужденному Чусову В.А. положений ч. 6 ст. 15 УК РФ, ст. 64 УК РФ, ст. 73 УК РФ мотивированы и являются правильными.
Оснований для смягчения осужденному Чусову В.А. наказания не усматривается. Все заслуживающие внимания обстоятельства, известные суду на момент постановления приговора, были надлежащим образом учтены при разрешении вопроса о виде и размере наказания.
Назначенное Чусову В.А. наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенных преступлений, личности виновного и является справедливым по своему виду и размеру.
Доводы жалобы осужденного о не разъяснении и последующим необоснованном отказе следователя в заключении досудебного соглашении о сотрудничестве являются несостоятельными, поскольку в материалах дела не имеется каких-либо сведений о намерении Чусова В.А. заключить досудебное соглашение о сотрудничестве.
Суд апелляционной инстанции полно и объективно проверил законность, обоснованность и справедливость приговора Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 февраля 2021 года.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ, является мотивированным, а изложенные в нем выводы судебной коллегии являются правильными.
В кассационной жалобе осужденным Чусовым В.А. фактически не приведены какие-либо новые существенные обстоятельства, которые не получили оценки со стороны судов первой и апелляционной инстанций и давали бы основание ставить под сомнение законность и обоснованность постановленных в отношении него судебных решений.
Существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, влекущих отмену либо изменение в кассационном порядке обжалуемых судебных решений, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Чусова В.А. на приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия от 17 мая 2021 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.