Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Рейнгардт Н.В, Блохова Г.И. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 октября 2021 года (N 2а-5526/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 1 февраля 2022 года (N 33а-509/2022) по административному исковому заявлению Рейнгардт Н.В, Блохова Г.И. к администрации городского округа "Город Калининград", комитету городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать место накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рейнгардт Н.В, Блохов Г.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа "Город Калининград, указав, что Блохов Г.И. является собственником земельного участка и дома по адресу: "адрес", а Рейнгардт Н.В. зарегистрирована и проживает в "адрес" в "адрес".
2 декабря 2020 года они обратились к административному ответчику с требованием ликвидировать площадку сбора бытовых отходов и прекратить сбор отходов на перекрестке улиц Л-та Князева-Загородной г. Калининграда. В ответе от 31 января 2021 года им в удовлетворении данного требования было отказано. 24 ноября 2020 года они также обращались с требованием о ликвидации указанной выше площадки сбора бытовых отходов. Указывают, что размещение этой площадки не согласовано с главным санитарным врачом области, архитектором города, а также жителями улиц. Также не соблюдена нормативная документация, определяющая порядок размещения площадок для сбора бытовых отходов и мусора. Считают, что данная площадка расположена за пределами красных линий и непосредственно на электрических сетях, сетях связи, в охранной зоне сетей водоснабжения и водоотведения, что является недопустимым. Кроме того, площадка для сбора мусора расположена с нарушением расстояний, предусмотренных санитарными нормами. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просили суд признать незаконным бездействие администрации городского округа "Город Калининград", выразившееся в отказе выполнить требование от 24 ноября 2020 года об устранении нарушений (ликвидировать площадку сбора бытовых отходов и прекратить сбор отходов на перекрестке улиц Лейтенанта Князева-Загородная г. Калининграда), обязать администрацию городского округа "Город Калининград" в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему иску ликвидировать место накопления твердых коммунальных отходов на пересечении улиц Л-та Князева-Загородная г. Калининграда, убрать мусорный контейнер (бункер), расположенный в данном месте.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград", в качестве заинтересованных лиц привлечены граждане, подписавшие коллективное обращение от 24 ноября 2020 года: Куркова В.М, Кучеров И.В, Алекно А.Ю, Михейчик В.В, Давыдов Д.П, Матросов С.В, Богомолова А.А, Богомолова Н.Н, Подсосонная Е.Ю.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 1 февраля 2022 года, административный иск Блохова Г.И, Рейнгардт Н.В. к администрации городского округа "Город Калининград", комитету городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать место накопления твердых коммунальных отходов оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 1 февраля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 18 марта 2022 года, Блохов Г.И. и Рейнгардт Н.В. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что Блохов Г.И. является собственником земельного участка с N и расположенного на нем индивидуального жилого "адрес".
Рейнгардт Н.В. проживает в "адрес" многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
Генеральной схемой очистки территории ГО "Город Калининград", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области и утвержденной постановлением администрации ГО "Город Калининград" от 29 июля 2013 года N 1084, место накопления твердых коммунальных отходов для группы многоквартирных и индивидуальных жилых домов по ул. Загородной, Лейтенанта Князева, Музыкальной, Островского, Парковой аллее, определено на муниципальной территории с адресным ориентиром ул. Лейтенанта Князева - ул. Загородная.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2020 года граждане, проживающие на "адрес", в том числе ФИО10, ФИО1, обратились в администрацию городского округа "Город Калининград" с требованием ликвидировать площадку сбора бытовых отходов и прекратить сбор бытовых отходов на перекрестке улиц Лейтенанта Князева - Загородной г. Калининграда.
По существу обращения комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" дан ответ о том, что для группы индивидуальных и многоквартирных жилых домов по ул. Лейтенанта Князева, по ул. Музыкальная, по ул. Загородная, по ул. Островского, по ул. Парковая аллея место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, определена территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления Калининградской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22 ноября 2019 года N 649 на муниципальной территории с адресным ориентиром ул. Загородная - ул. Лейтенанта Князева, созданная до 1 января 2019 года, и согласно Постановлению администрации городского округа "Город Калининград" от 11 октября 2019 года N 964 "О порядке внесения сведений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов территории городского округа "Город Калининград" внесено в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа "Город Калининград" за N1382.
В январе 2019 года указанная площадка передана управляющим организациям по соглашению в безвозмездное пользование при условии ее содержания.
Суд установил, что спорная площадка накопления твердых бытовых отходов, расположенная на пересечении ул. Загородной - ул. Лейтенанта Князева, зацементирована в пределах ограждения, расстояние согласно представленному административными истцами топографическому плану от контейнерной площадки до индивидуального жилого дома, где проживает Блохов Г.И. не менее 23 метров, от многоквартирного дома в котором проживает Рейнгардт Н.В. не менее 19, 54 метров.
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что размещение спорной контейнерной площадки, вопреки доводам административных истцов, не противоречит действующему санитарному законодательству.
Оценивая доводы иска о том, что контейнерная площадка для сбора ТБО расположена частично за границей красной линии и на сетях электроснабжения, водоснабжения, суд пришел к выводу о том, что такое размещение прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено, в частности, создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Оспаривая бездействие администрации городского округа "Город Калининград", Рейнгардт Н.В. и Блохов Г.И. настаивали на том, что площадка сбора бытовых отходов и сбор этих отходов на перекрестке улиц Лейтенанта Князева-Загородная г. Калининграда организованы и осуществляются с нарушением установленных норм, влекущим нарушение их права на благоприятную окружающую среду, а также угрозу жизни, в том числе по причине расположения на проезжей части дороги, исключающей видимость транспорта.
В подтверждение доводов административными истцами была представлена переписка с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, УМВД России по городу Калининграду, из которой следует, что факты, изложенные в обращениях жильцов о ненадлежащем устройстве и содержании спорной контейнерной площадки, подтвердились.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судебные акты не содержат указания на факты, опровергающие доводы административных истцов о несоответствии контейнерной площадки установленным санитарным нормам и требованиям действующего законодательства, и доказательства, которыми эти факты подтверждаются.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, суды не выполнили.
Учитывая, что судами обеих инстанций допущены нарушения норм процессуального права, повлекшие принятие неправильного судебного акта, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Ленинградский районный суд "адрес".
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 1 февраля 2022 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Рейнгардт Н.В, Блохова Г.И. к администрации городского округа "Город Калининград", комитету городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать место накопления твердых коммунальных отходов направить на новое рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 8 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.