Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Газизовой Ольги Юрьевны, действующей по доверенности в интересах Бабакаева Сергея Алексеевича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года, решение судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бабакаева Сергея Алексеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, Бабакаев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год семь месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В силу пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения) водителю запрещается употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
Как указано мировым судьей в постановлении, 3 июня 2021 года в 12 часов 15 минут по адресу: Республика Татарстан, город Лениногорск, улица Садриева, дом 56, Бабакаев С.А, управлявший автомашиной "Тойота Королла", госномер N, будучи участником дорожно-транспортного происшествия, после ДТП употребил алкогольные напитки.
Данные обстоятельства мировой судья нашел надлежащим образом доказанными и подтвержденными материалами дела. По результатам рассмотрения дела постановлением мирового судьи судебного участка N1 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 7 декабря 2021 г. установлена виновность Бабакаева С.А. в совершении данного административного правонарушения, он привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве доказательств, подтверждающих совершение Бабакаевым С.А. описанного выше административного правонарушения, судья сослался помимо прочих имеющихся в деле доказательств на протокол об административном правонарушении от 1 сентября 2021 г.
Между тем, данный вывод судьи сделан без учета положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении был составлен 1 сентября 2021 г. в отсутствие лица (Бабакаева С.А.), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В протоколе указано, что Бабакаев С.А. извещен надлежащим образом.
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих о надлежащем извещении Бабакаева С.А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно повестке (л.д.20) составление протокола было назначено на 30 августа 2021 года в 11 часов 00 минут.
Однако протокол об административном правонарушении составлен 1 сентября 2021 года в отсутствие Бабакава С.А, инспектор указывает на то, что тот не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом. С такими выводами согласиться нельзя.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако исходя из требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Согласно всем составленным должностным лицом ГИБДД процессуальным актам, в том числе протоколу об административном правонарушении, Бабакаев С.А. зарегистрирован по адресу: "адрес", а фактически проживает по месту совершения вменяемого правонарушения: "адрес".
Повестка (на 30 августа, а не на 1 сентября 2021 года, когда был составлен протокол) должностным лицом ГИБДД о вызове Бабакаева С.В. на составление протокола об административном правонарушении была направлена 29 июня 2021 года по адресу регистрации (прописки) привлекаемого лица: "адрес", вопреки тому, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, во всех протоколах и актах по делу указан адрес фактического проживания ФИО1: "адрес".
Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта Почты России, вышеуказанное почтовое извещение с почтовым идентификатором 42325157008706 было выслано обратно отправителю, поскольку срок его хранения истек. При этом данный отчет не содержит сведений о попытках вручения почтового извещения адресату (л.д.22).
Также Бабакаев С.А. выразил согласие о его уведомлении о явке, ходе проведения административного расследования, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении посредством СМС-оповещения по телефону: N, однако этого сделано не было.
Таким образом, согласно материалам дела Бабакаев С.А. не извещался надлежащим образом должностным лицом ОГИБДД о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а направление Бабакаеву С.А. извещения по неверному адресу (по которому он фактически не проживает при наличии другого указанного им адреса) нельзя признать надлежащим извещением.
Сведений о том, что копия составленного протокола в соответствии с требованиями нормы части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена Бабакаеву С.А. в материалах дела также не имеется.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, в том числе жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Извещение о судебном заседании защитника или представителя потерпевшего не освобождает судью от обязанности известить лицо, привлекаемое к административной ответственности, и потерпевшего.
Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Бабакаева С.А. мировым судьей и судьей городского суда соблюдены не были.
3 декабря 2021 года мировым судьей рассмотрено дело и оглашена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении в отсутствие Бабакаева С.А.
2 марта 2022 года судьей городского суда жалоба по делу рассмотрена также в отсутствие Бабакаева С.А.
Между тем доказательств, подтверждающих извещение Бабакаева С.А. о месте и времени рассмотрения дела 3 декабря 2021 года и его жалобы по делу об административном правонарушении 2 марта 2022 года, в материалах дела не имеется.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что Бабакаева С.А. не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения его дела и жалобы на постановление мирового судьи.
Как следует из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей городского суда не соблюден, дело рассмотрено без участия Бабакаева С.А. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Само по себе извещение защитника и допуск его к участию в деле, ходатайство защитника о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие Бабакаева С.А. в отсутствие сведений о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, не свидетельствует о выполнении мировым судьей и судьей городского суда требований статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, при разрешении дела об административном правонарушении не были учтены и другие значимые для соблюдения установленного законодателем порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2013 N 486-О).
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
На основании части 2 и части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Указанные обстоятельства согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Полагаю, что требования приведенных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Бабакаева С.А. не выполнены.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, как видно из содержания протокола об административном правонарушении и постановления мирового судьи, событие вмененного Бабакаеву С.А. административного правонарушения в протоколе и в постановлении об административном правонарушении должным образом не описано; обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в указанных актах не отражены; мотивы в обоснование выводов о виновности Бабакаева С.А. в его совершении не приведены.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Бабакаеву С.А, должностное лицо ГИБДД и мировой судья фактически ограничились указанием на диспозицию означенной нормы без приведения обстоятельств его совершения. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не отражены.
Из указанного в протоколе и постановлении суда существа нарушения не представляется возможным сделать вывод о том, какое дорожно-транспортное происшествие имело место; не указано конкретно, участником какого дорожно-транспортного происшествия являлся Бабакаев С.А, где и когда оно произошло; доказательства причастности Бабакаева С.А. к данному ДТП; не отражен факт нахождения Бабакаева С.А. в состоянии алкогольного опьянения на момент совершения данного административного правонарушения; в постановлении мирового судьи не указан пункт Правил дорожного движения, нарушение которого вменяется Бабакаеву С.А.
Между тем названные обстоятельства относятся к событию административного правонарушения и их отсутствие свидетельствует о том, что событие административного правонарушения не конкретизировано, событие в протоколе об административном правонарушении и в постановлении мирового судьи должным образом не описано.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует также отметить, что исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления мировым судьей.
Составление протокола об административном правонарушении подобным образом в отсутствие Бабакаева С.А, не извещенного о месте и времени его составления надлежащим образом, противоречит требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права Бабакаева С.А. на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и повлияли на законность принятых по делу актов.
Отмеченные выше нарушения требований закона обязывало мирового судью на стадии подготовки дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган (должностному лицу) его составившему, для устранения недостатков, поскольку в нем не описано должным образом событие административного правонарушения, нет сведений о надлежащем извещении Бабакаева С.А. о составлении протокола, однако мировой судья принял дело к своему производству и вынес обжалуемое постановление. Это обстоятельство не было принято во внимание при рассмотрении жалобы судьей городского суда.
В настоящий момент такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N1 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года, решение судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, вынесенные в отношении Бабакаева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Газизовой О.Ю, действующей по доверенности в интересах Бабакаева Сергея Алексеевича, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N1 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года, решение судьи Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 2 марта 2022 года, вынесенные в отношении Бабакаева Сергея Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.