Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Миронычева В.С., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча", на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области N30-В/АХ-ЛИ от 7 сентября 2021 года, решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года, решение Верховного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области N30-В/АХ-ЛИ от 7 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года, решением Верховного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча" (далее ООО "Башнефть-Добыча") привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Миронычев В.С. просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, материалов административного дела, представленного Южно-Уральским межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании требования Башкирской природоохранной межрайоной прокуратуры N3-19д-20201 от 9 апреля 2021 года Южно- Уральским межрегиональным Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 26 апреля 2021 года по 26 мая 2021 года проведена внеплановая выездная проверки деятельности ООО "Башнефть-Добыча" на предмет соблюдения им требований природоохранного и водного законодательства. В ходе проверки установлено, что 7 апреля 2021 года на участке расположения нефтепровода УПС "Кушуль"-УПС "Менеуз" ООО "Башнефть-Добыча" в р. Сарыяз севернее 200 м деревни Старобалтачево Дюртюлинского района Республики Башкортостан имелись радужные пятна от нефтепродуктов, пятна появлялись из-под земли на участке, где проходит нефтепровод УПС "Кушуль"-УПС "Менеуз" ООО "Башнефть-Добыча". Общая площадь загрязнения поверхности воды составляет 20 кв.м, загрязнение почвы не выявлено. На участке имеются следы ранее проведенных земляных работ. Специалистами государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управления государственного аналитического контроля 7 апреля 2021 года был произведен отбор проб воды в р. Сарыяз Республики Башкортостан. Сотрудниками ООО "БашнефтьДобыча" были проведены мероприятия по сбору нефтепродуктов с водной поверхности, установлены боновые заграждения, соломенные рубежи и сорбирующий материал "Сормат". Распространение загрязнения по течению реки остановлено. 8 апреля 2021 года работы по ликвидации загрязнения были локализованы. На водной поверхности р. Сарыяз наблюдалось появление новых пятен нефтепродуктов. Распространение загрязнения по течению реки не зафиксировано.
Согласно протоколу результатов количественного химического анализа проб поверхностной воды N 38-41 от 8 апреля 2021 года было выявлено превышение нормативов ПДК по нефтепродуктам в 58 раз в точке N 1. В точке N1 отбора проб на поверхности наблюдаются радужные полосы, частично отдельные пятна нефтепродуктов. В остальных точках отбора поверхность воды чистая.
Таким образом, в нарушение ст.ст. 19, 39, 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-Ф3 "Об охране окружающей среды", ст.ст. 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации ООО "Башнефть-Добыча" не обеспечило в полной мере осуществление мероприятий по охране водных объектов, допустило загрязнение р. Сарыяз нефтесодержащей жидкостью при эксплуатации нефтепровода УПС "Кушуль"-УПС "Менеуз" ООО "Башнефть-Добыча", чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N 30-В/АХ от 1 июля 2021 года (л.д.30); протоколом N38-41 от 8 апреля 2021 года результатов количественного химического анализа проб поверхностной воды (л.д.53); актом отбора пробы воды N 38-41 от 7 апреля 2021 года (л.д.55); план-схемой к нему(л.д.54); актом обследования от 7 апреля 2021 года (л.д.49); фототаблицей к акту обследования (л.д.45-49); донесением N2 о случае загрязнения окружающей среды от 8 апреля 2021 года (л.д.51-52); актом проверки N 157-В от 26 мая 2021 года (л.д.60); материалом проверки КУСП N 2351 от 8 апреля 2021 года; донесением N 12 о случае загрязнения окружающей среды от 22 апреля 2021 года (л.д.93) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия ООО "Башнефть-Добыча" квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО "Башнефть-Добыча", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя жалобы о том, что отбор проб осуществлялся без соблюдения процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что были нарушены процессуальные правила отбора проб, нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", опровергается материалами дела.
Утверждение заявителя о нарушении требований статей 26.4, 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основано на неверном толковании норм закона. Правила, установленные данными статьями для производства экспертизы и взятия проб, образцов в рамках дела об административном правонарушении, не могут быть применены при оценке имеющихся в материалах дела доказательств, поскольку они добыты в ходе мероприятия по контролю (надзору) до возбуждения дела об административном правонарушении. Положения указанных норм в рассматриваемом случае неприменимы.
Отбор проб и проверка должностным лицом в отношении ООО "Башнефть-Добыча" проводилась до возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Документы, полученные по результатам проведенной проверки, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного кодекса.
Поводов для признания недопустимыми собранных по настоящему делу об административном правонарушении и перечисленных выше доказательств не установлено.
Нарушений положений Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении ООО "Башнефть-Добыча" проверки из материалов дела не усматривается и заявителем поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы таких сведений не представлено.
Доводы представителя ОО "Башнефть-Добыча" о том, что пробы воды были произведены без участия представителя организации являлись предметом рассмотрения судьей Дюртюлинского районного суда и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Вопреки доводам жалобы судья Дюртюлинского районного суда обосновано пришел к выводу, что иных объектов, использующих нефтепродукты, на территории реки Сарьяз и старицы реки Куваш не имеется. Умышленный сброс нефтепродуктов кем-либо иным в реку, не установлен.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Башнефть-Добыча" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по республике Башкортостан и Оренбургской области N30-В/АХ-ЛИ от 7 сентября 2021 года, решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года, решение Верховного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча", оставить без изменения, жалобу Миронычева В.С, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Добыча", - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.