Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 21 апреля 2022 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А-Строй" (далее - ООО "А-Строй") на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года по административному делу N 2а-1012/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Кумертау Республики Башкортостан (далее - прокурор города Кумертау) в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от согласования проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан об отнесении очистных сооружений и канализационного коллектора села Маячный городского округа город Кумертау Республики Башкортостан к объектам государственной собственности, постановке на кадастровый учет и введению в эксплуатацию очистных сооружений в период с 12 ноября 2018 года по 17 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
1 октября 2016 года между ГКУ "Управление капитального строительства Республики Башкортостан и ООО "А-Строй" заключен государственный контракт N 04/2016-121 на проведение комплекса строительно - монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Строительство очистных сооружений производительностью 1000 куб м. / сут. и канализационного коллектора в селе Маячный городского округа город Кумертау Республики Башкортостан" (далее - Объект). Срок окончания работ - 1 марта 2017 года (л.д. 12 -25, том 1).
28 сентября 2017 года Администрацией выдано разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию, которое в последствии отозвано 16 октября 2020 года в связи с непроведением пуско-наладочных работ технологического, электрического вентиляционного оборудования, а также отсутствием подлинника заключения о соответствии построенных очистных сооружений требованиям технических регламентов и нормативных правовых актов (л.д. 46-50, том 1).
По завершении работ в рамках государственного контракта Правительством Республики Башкортостан подготовлен проект распоряжения, которым вышеназванный Объект отнесен к государственной собственности Республики Башкортостан.
Прокурор города Кумертау обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося, по его мнению, в уклонении от согласования проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан об отнесении очистных сооружений и канализационного коллектора села Маячный городского округа город Кумертау Республики Башкортостан к объектам государственной собственности, постановке на кадастровый учет и введению в эксплуатацию очистных сооружений, в период с 12 ноября 2018 года по 17 июня 2020 года (л.д. 92, том 2).
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "А-Строй" просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о том, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие выполнение строительных работ ООО "А-Строй" в соответствии с проектной документацией, в связи с чем правовых оснований у Администрации для отказа в согласовании проекта распоряжения Правительства Республики Башкортостан не имелось. Также ссылается на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2021 года признаны незаконными действия Администрации об отзыве разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28 сентября 2017 года, что свидетельствует о незаконности выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Положениями части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (введенной в действие Законом Республики Башкортостан от 28 июня 2019 года N 116-з) органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по организации водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления.
Пункт 77 Регламента Правительства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 апреля 2004 года N 50 "О Регламенте Правительства Республики Башкортостан и Порядке планирования деятельности и отчетности органов исполнительной власти Республики Башкортостан" предусматривает, что проекты постановлений, распоряжений Правительства и иных решений Правительства, поступившие на согласование к заинтересованным лицам, в течение 2 календарных дней подлежат согласованию путем визирования справки согласования к соответствующему проекту акта (копии проекта акта) либо при наличии замечаний (и) или предложений визирования с замечаниями или предложениями с приложением соответствующего заключения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обжалуемые действия Администрации соответствуют положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку указанный орган местного самоуправления вправе представить замечания на направленный в его адрес проект постановления Правительства Республики Башкортостан ввиду выполнения работ по строительству очистных сооружений ненадлежащего качества, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на наличие в материалах административного дела доказательств, свидетельствующих о соответствии построенного объекта проектной документации и нормативным правовым актам, а также решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2021 года, не свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, поскольку материалами административного дела подтвержден факт направления замечаний на представленный для согласования проект постановления Правительства Республики Башкортостан.
Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества ограниченной ответственностью "А-Строй" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.