Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 апреля 2022 года кассационную жалобу Демехова П.П. на решение Оричевского районного суда Кировской области от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 марта 2022 года по административному делу N 2а-577/2021 по административному исковому заявлению Демехова П.П. об оспаривании бездействия администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области и администрации Оричевского района Кировской области по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Демехов П.П. обратился в суд с административным иском к администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области, администрации Оричевского района Кировской области и просил:
- признать незаконным бездействие администрации Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги по улице Центральная деревни Замятины Оричевского района Кировской области и автомобильной дороги от деревни Замятины Оричевского района до садоводческого общества "Энергостроитель" Оричевского района Кировской области и нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения;
- обязать администрацию Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области организовать на вышеуказанных автомобильных дорогах проведение установленного вида строительства и ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- обязать администрацию Спас-Талицкого сельского поселения Оричевского района Кировской области включить в реестр муниципального имущества названную автомобильную дорогу и взыскать судебные расходы.
Решением Оричевского районного суда Кировской области от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 марта 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Демехов П.П. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, указывая на недоказанность административным ответчиком факта устранения нарушений, выявленных в процессе содержания автомобильной дороги по улице Центральная деревни Замятины Оричевского района Кировской области. Также приводит доводы о том, что неустановление собственника автомобильной дороги от деревни Замятины Оричевского района до садоводческого общества "Энергостроитель" Оричевского района Кировской области не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом обязанности по ее содержанию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что факт бездействия собственника - администрации Спас-Талицкого сельского поселения по непринятию мер по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги по улице Центральная деревни Замятины Оричевского района Кировской области не подтвержден и опровергнут представленными в дело доказательствами, а участок дороги от деревни Замятины до садоводческого общества "Энергостроитель" административным ответчикам не принадлежит.
С указанным выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности сформулированы в части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, одним из которых является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6).
При этом согласно части 2 вышеприведенной статьи полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Кроме того, в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию отсутствия незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления по содержанию автомобильной дороги возлагается на указанный орган.
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 Обзора судебной практики N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года, обратил внимание на необходимость при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, устанавливать фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.
Однако в материалах дела отсутствует какой-либо акт органа местного самоуправления или уполномоченной организации, подтверждающий соответствие автомобильной дороги по улице Центральная деревни Замятины Оричевского района Кировской области техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
При этом в письмах администрации Спас-Талицкого сельского поселения от 6 июля 2021 года, от 28 октября 2021 года сообщается о проведенных работах по грейдированию проезжей части вышеназванной дороги, такими доказательствами не являются, поскольку не содержат суждений о соответствии состояния дороги техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения (л.д. 53, 55).
С учетом изложенного вывод судебных инстанций об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации Спас-Талицкого сельского поселения является преждевременным, основанным на неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Вывод судов о необоснованности требований административного истца в части возложения на административных ответчиков обязанности организовать выполнение работ по содержанию автомобильной дороги от деревни Замятины Оричевского района до садоводческого общества "Энергостроитель" исключительно по мотиву того, что указанный участок дороги административным ответчикам не принадлежит, является ошибочным, поскольку в силу вышеприведенного правового регулирования данное обстоятельство не освобождает соответствующий орган местного самоуправления от осуществления дорожной деятельности на указанном участке автомобильной дороги и обеспечения на нем безопасности дорожного движения.
При таких данных обжалуемые судебные акты являются незаконными и подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права и повлекшие нарушение прав Демехова П.П, административное дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оричевского районного суда Кировской области от 22 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 17 марта 2022 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Оричевский районный суд Кировской области в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.