Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 29 апреля 2022 года кассационную жалобу Регионального отделения Социалистической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан на решение Кировского районного суда города Уфы от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 года по административному делу N 2а-9384/2021 по административному исковому заявлению Регионального отделения Социалистической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан к участковым избирательным комиссиям N 108, N 111, N 112, N 119, N 120, N 137, N 141, N 142, территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о защите избирательных прав, об отмене итогов голосования.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия-Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан по доверенности Беляева А.А, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Кировского района города Уфы по доверенности Кашаповой Ю.В. относительно удовлетворения жалобы, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" (далее - административный истец) обратилось в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к участковым избирательным комиссиям N 108, N 111, N 112, N 119, N 120, N 137, N 141, N 142 (далее - УИК), территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ТИК Кировского района).
В обоснование административного иска указано, что в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан выявлены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и свидетельствуют о необходимости отмены решения участковой избирательной комиссии N 141 об итогах голосования. Помимо этого, в процессе осуществления избирательных прав Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан выявлено обстоятельство, препятствующее осуществлению прав членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Кроме того, допущены нарушения, связанные с недопуском наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса от Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду".
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие ТИК Кировского района в части недопуска для осуществления полномочий члена территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с правом совещательного голоса от Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду"; признать незаконным отказы УИК N 108, N 111, N 112, N 119, N 120, N 137, N 142 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в допуске для осуществления полномочий назначенных решениями Президиума Центрального совета Партии членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей от Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду"; признать незаконным и отменить решение об итогах голосования участковой избирательной комиссии N 141 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Региональному отделению Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду".
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде 29 апреля 2022 года в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду", выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права с принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Податель жалобы не соглашается с выводами судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, указывает на несогласие с выводами судов о том, что направлять наблюдателей вправе только уполномоченные представители политической партии, а сведений о регистрации в установленном порядке в качестве уполномоченного представителя политической партии не представлено. Выражает несогласие с оценкой представленных в материалы дела доказательств, указывая, что решения о назначении членов УИК и направления, подписанные Игнатьевым Ю.В. сфальсифицированы. По сообщениям наблюдателей и членов УИК, назначенных легитимным руководством партии, фактически на избирательных участках лица, назначенные Игнатьевым Ю.В, не присутствовали. Таким образом, партия фактически лишилась возможности обеспечить присутствие своих доверенных лиц на избирательных участках для обеспечения контроля за соблюдением законодательства в дни голосования. Указано на рассмотренное судом дело N 2а-8506/2021 по иску Хасанова Т.Р. к Управлению Минюста России по Республике Башкортостан, Омарову Г.З. о признании незаконным решения конференции от 14 августа 2021 года, согласно которому отсутствуют сомнения в легитимности конференции от 14 августа 2021 года, на которой Председателем Регионального отделения избран Омаров Г.З.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 32); названные права в Российской Федерации как в демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статьи 1, 2, части 1, 2 статьи 15; часть 1 статьи 17, части 1, 2 статьи 19).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, порядка подготовки и проведения таких выборов, полномочий членов участковой избирательной комиссии является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Статьей 24 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что порядок назначения и срок полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 сентября 2015 года N 304/1740-6 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, из указанной схемы следует, что в Республике Башкортостан 6 одномандатных избирательных округов.
В одномандатный избирательный округ Республика Башкортостан - Благовещенский одномандатный избирательный округ N 4 входят: Ленинский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Аскинский район, Балтачевский район, Белокатайский район, Бирский район, Благовещенский район, Бураевский район, Дуванский район, Караидельский район, Кигинский район, Кушнаренковский район, Мечетлинский район, Мишкинский район, Нуримановский район, Салаватский район, Татышлинский район, Алексеевский сельсовет Уфимского района, Дмитриевский сельсовет Уфимского района, Кармасанский сельсовет Уфимского района, Красноярский сельсовет Уфимского района, Миловский сельсовет Уфимского района, Михайловский сельсовет Уфимского района, Николаевский сельсовет Уфимского района, Черкасский сельсовет Уфимского района, Шемякский сельсовет Уфимского района.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Уфимский одномандатный избирательный округ N 3 - возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с Постановлением ЦИК Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8, в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, производится в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
17, 18 и 19 сентября 2021 года проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что предварительно 13 сентября 2021 года в ТИК Кировского района представлен список наблюдателей политической партии за подписью Игнатьева Ю.В. (вх. N 227 от 13 сентября 2021 года).
Позднее 13 сентября 2021 года в территориальную избирательную комиссию представлен список наблюдателей политической партии за подписью Омарова Г.З, документов об отзыве ранее назначенных наблюдателей не представлено.
Как правильно установлено судами, в территориальные избирательные комиссии на территории Республики Башкортостан Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За правду" представлены различные списки наблюдателей, представления о назначении членов избирательных комиссии с правом совещательного голоса региональным отделением, подписанные разными лицами.
При этом с достоверностью установлено, что каких-либо решений Президиума Центрального совета Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан, Совета регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан о прекращении полномочий ранее назначенных членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса в избирательные комиссии не поступало, административные ответчики обоснованно передали в участковые избирательные комиссии первично направленные списки за подписью Игнатьева Ю.В, иные лица не были допущены к работе на участках в качестве наблюдателей.
Наряду с этим, судом первой инстанции обоснованно указано, что из текста представленного 13 сентября 2021 года в территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан повторного списка кандидатов уполномоченным представителем Социалистической Политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" Хайбуллиным И.В. из 7 заявленных в иске участков (N 108, 111, 112, 119, 120, 137, 142) фактически назначен наблюдатель только в одну участковую избирательную комиссию N 137.
Решением ТИК Кировского района от 21 сентября 2021 года N 42/2-5 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан Уфимский одномандатный избирательный округ N 3 признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды обеих инстанций пришли к выводам о том, что со стороны административного ответчика права административного истца не нарушены, в связи с тем, что фактически требования административного истца заявлены в отношении участковых избирательных комиссий, в которые административный истец наблюдателей не назначил. Кроме того, в территориальные избирательные комиссии на территории Республики Башкортостан Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты за Правду" представлены разные списки наблюдателей, представления о назначении членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса региональным отделением, подписанные разными лицами, при этом территориальная избирательная комиссия руководствовалась официальным ответом Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Башкортостан, согласно которому председателем Совета Регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты за Правду" в Республике Башкортостан является Игнатьев Ю.В.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда полагает, что выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой и апелляционной инстанций дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (статья 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 данной статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели (пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее также - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212- ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 поименованного Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из вышеизложенных законоположений следует, что законодательством не предусмотрено право присутствия в помещении для голосования двух членов комиссии с правом совещательного голоса от одного субъекта назначения.
Доводы административного истца о недопуске наблюдателей от Социалистической партии "Справедливая Россия" обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку установлено, что наблюдатели из первичного списка получили беспрепятственный допуск в помещения для голосования.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов об отсутствии нарушений избирательного законодательства при допуске наблюдателей и членов УИК от партии и нарушении норм материального права при принятии обжалуемых судебных актов подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании положений Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, в силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (пункт 9 статьи 30).
В соответствии с пунктами 4, 9 Разъяснений порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 июля 2021 года N 13/110-8, наблюдатели от политической партии назначаются уполномоченным, органом политической партии в соответствии с уставом политической партии. Список наблюдателей, назначенных политической партией, должен быть подписан уполномоченным лицом политической партии и заверен печатью.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 37 Устава Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" предусмотрено, что назначение наблюдателей в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в избирательные комиссии муниципальных образований, в окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, является компетенцией Совета регионального отделения партии.
На основании информации, полученной из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, территориальными избирательными комиссиями Республики Башкортостан, в том числе территориальной избирательной комиссией Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в участковые избирательные комиссии 15 сентября 2021 года переданы списки наблюдателей, назначенных региональным отделением политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду", подписанные председателем Совета Игнатьевым Ю.В.
Поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ председателем Совета регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан является Игнатьев Ю.В, то суды обеих инстанций пришли к верному выводу, что Омаров Г.З. не обладал полномочиями назначать наблюдателей в территориальные избирательные комиссии.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, о том, что решением Президиума Центрального Совета Партии от 14 сентября 2021 года N 470 Игнатьев Ю.В. исключен из состава партии "за действия, наносящие вред политическим интересам партии и дискредитирующим партию", в связи с чем не имел полномочий на подписание направлений от политической партии, не влияют на правильность принятых по делу судебных актов и не влекут их отмену, поскольку сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, должны содержаться в ЕГРЮЛ, что предусмотрено подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В данном случае, в ответе Управления Министерства юстиции России по Республике Башкортостан от 17 сентября 2021 года N 02/04-04-6098 на запрос ЦИК Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года указано, что председателем Совета регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан значится Игнатьев Ю.В, документы для внесения изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени организации, в том числе протокол конференции от 14 августа 2021 года, которым председателем Совета избран Омаров Г.З. возвращены. При этом каких-либо решений Президиума Центрального совета Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду", Совета Регионального отделения Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Республике Башкортостан о прекращении полномочий ранее назначенных членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса в избирательные комиссии не поступало. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, а принимая во внимание, что назначение более чем одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса одним субъектом назначения в одну и ту же избирательную комиссию избирательным законодательством не предусмотрено, участковые избирательные комиссии не имели возможности допустить к работе лиц по направлениям, выданным Омаровым Г.З.
Аргументы кассационной жалобы о том, что решения о назначении членов УИК и направления, подписанные Игнатьевым Ю.В, сфальсифицированы, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не подтверждены допустимыми доказательствами в соответствии с требованиями статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по делу N 2а-8506/2021 от 13 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Хасанова Т.Р. к Управлению Минюста России по Республика Башкортостан, Управлению ФНС России по Республике Башкортостан, Омарову Г.З. о признании незаконным решения Конференции от 14 августа 2021 года об избрании председателем регионального отделения Партии Омарова Г.З, на правильность выводов судов не влияет и не влечет отмену принятых по делу судебных актов, так как правовые последствия означенного судебного решения по делу N 2а-8506/2021, вступившего в законную силу 3 февраля 2022 года, наступают с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Факт изменения сведений о юридическом лице в силу Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" удостоверяется свидетельствами о внесении изменений в сведения о юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц.
На момент принятия решения о недопуске в качестве наблюдателей указанных в административном исковом заявлении лиц запись в ЕГРЮЛ об избрании Омарова Г.З. в качестве председателя Президиума Совета отсутствовала, сведениями об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени партии территориальная избирательная комиссия не располагала. В связи с чем, оснований сомневаться в назначении членов комиссии с правом совещательного голоса на основании первоначально представленных списков, у комиссии не имелось.
Кроме этого, судебная коллегия также соглашается с выводами судов обеих инстанций об отсутствии оснований для отмены решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования.
Так, в части 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приведены основания для отмены решений комиссий об итогах голосования. К числу таких оснований, в частности отнесены:
а) нарушение правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушение порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушение порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Как обоснованно отмечено судебными инстанциями, ни одно из приведенных в административном исковом заявление нарушений, которые по мнению, административного истца были допущены участковыми избирательными комиссиями, не может ставить под сомнение действительное волеизъявление избирателей. Кроме того, в материалы административного дела не представлено доказательств, подтверждающих сами факты указанных административным истцом нарушений избирательного законодательства, что исключало возможность удовлетворения судами требований административного истца.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы судов являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Уфы от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Социалистической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.