Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Сказочкина В.Н, судей Кувшинова В.Е, Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 7 апреля 2022 года кассационную жалобу Баклановой Татьяны Ивановны на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марии Эл от 15 февраля 2022 года по административному делу N по административному исковому заявлению Баклановой Татьяны Ивановны к заместителю главного государственного инспектора г. Козьмодемьянск, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель ФИО11, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинова В.Е, объяснения представителя заинтересованного лица Максимова Евгения Михайловича - ФИО12, отклонившей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бакланова Татьяна Ивановна (далее - Бакланова Т.И.) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства.
В обоснование административного искового заявления указала, что оспариваемым предписанием на нее возложена обязанность зарегистрировать право собственности на земельный участок, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Административный истец просит признать незаконным и отменить предписание заместителя главного государственного инспектора г. Козьмодемьянск, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель ФИО13 от 19 августа 2021 года N.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марии Эл от 15 февраля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Бакланова Т.А, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование указывает, что на нее должностным лицом необоснованно была возложена обязанность осуществить регистрацию права на вышеуказанный земельный участок в установленном пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации порядке.
В возражениях на кассационную жалобу представитель заинтересованного лица Максимова Е.М. - ФИО14 просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившееся лицо, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушений такого характера судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2019 года, вступившим в законную силу 4 марта 2019 года, за Баклановой Т.И. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Указанным решением суда установлено, что Бакланова Т.И. является собственником гаража площадью 43 кв.м, по адресу: "адрес", который расположен на земельном участке с кадастровым номером N площадью 32 +/-2 кв.м.
3 апреля 2019 года на основании решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности Баклановой Т.И. на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", площадь участка 32 +/-2 кв.м.
25 июня 2021 года в Межмуниципальный отдел по г. Козьмодемьянску, Горномарийскому, Юринскому району Управления Росреестра по Республике Марий Эл поступило заявление индивидуального предпринимателя Максимова Е.М. о проведении проверки в отношении Баклановой Т.И. в связи с самовольным занятием части принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N.
В ходе проверки, проведенной заместителем главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель ФИО15 на основании решения руководителя Управления Росреестра по Республике Марий Эл - главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель от 16 августа 2021 года N установлено, что на местности фактические границы земельного участка с кадастровым номером N не соответствуют границам, определенным по результатам проведения межевания, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости: на части земельного участка с кадастровым номером N расположен пристрой к гаражу по адресу: "адрес", находящийся во владении Баклановой Т.И. Общая площадь занятого гаражом земельного участка составила 44 кв.м. По результатам проверки 19 августа 2021 года составлен акт.
19 августа 2021 года заместителем главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель ФИО16 выдано Баклановой Т.И. предписание N об устранении выявленного нарушения статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации путем предоставления в срок до 19 февраля 2022 года правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок площадью 12 кв.м, расположенный в югозападном направлении от гаража "адрес", либо освобождения участка и прекращения его использования.
Учитывая, что в ходе проверки должностным лицом Управления Росреестра по Республике Марий Эл установлен факт использования Баклановой Т.И. части земельного участка с кадастровым номером N в отсутствие правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа, суды сделали вывод, что имелись предусмотренные статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации основания для выдачи Баклановой Т.И. предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1081, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.
Как видно из материалов дела, решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2019 года за Баклановой Т.И. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадь которого при постановке на кадастровый учет 1 апреля 2001 года составляла 32 +/-2 кв.м, при этом указанным решением суда границы земельного участка не устанавливались.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с требованиями земельного законодательства установлено местоположение границ земельного участка площадью 32 кв.м.
Из уведомления об отказе в исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости по заявлению Баклановой Т.И. от 5 апреля 2019 года следует, что уточненные сведения о площади земельного участка (32 кв.м) с кадастровым номером N по адресу: "адрес", внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 января 2012 года на основании представленного бывшим собственником гаража межевого плана от 8 ноября 2011 года, согласно которому определены координаты характерных точек земельного участка, границы согласованы с заинтересованными лицами в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2019 года не может быть признано документом, который в силу положений статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для возникновения права собственности Баклановой Т.И. на часть земельного участка с кадастровым номером N.
В данном случае отсутствие у Баклановой Т.И. прав на дополнительно используемый под гаражом земельный участок площадью 12 кв.м свидетельствует о несоблюдении административным истцом требований земельного законодательства.
Судами сделан правильный вывод о том, что вынесенное уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора предписание от 19 августа 2021 года N отвечает требованиям действующего законодательства, не может быть признано незаконным, а значит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Выдача должностным лицом оспариваемого предписания Баклановой Т.И. не направлена на понуждение пользователя спорного земельного участка к регистрации права собственности на этот земельный участок, но имеет целью устранить допущенные нарушения земельного законодательства по использованию административным истцом земельного участка ему не принадлежащего.
Судом кассационной инстанции учтено, что решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марии Эл от 10 марта 2022 года, удовлетворены исковые требования Максимова Е.М, суд обязал Бакланову Т.И. освободить земельный участок с кадастровым номером N от части гаража, расположенного по адресу: "адрес".
Доводов, способных повлиять на оценку правильности судебных актов кассационная жалоба не содержит, сводится к повторению позиции, заявленной при рассмотрении административного дела, которой судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марии Эл от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баклановой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.