Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", поданную 7 апреля 2022 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 февраля 2022 года по административному делу N 2а-3699/2021 по административному иску Татарского природоохранного межрайонного прокурора к ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности установить стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" Немцевой Т.Г, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Небольсиной А.Ю, прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия
установила:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", после уточнения заявив требования о признании незаконным бездействия ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", заключающегося в неустановлении на территории г. Альметьевск Республики Татарстан стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, возложении на учреждение обязанности установить на территории г. Альметьевск стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест".
В обоснование требований ссылался на выявленные при проведении проверки нарушения норм законодательства, предусматривающих обеспечение постоянного мониторинга состояния атмосферного воздуха.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены также Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 февраля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска, постановлено признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", выразившееся в неустановлении на территории г. Альметьевск Республики Татарстан стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест", возложить обязанность на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" установить на территории г. Альметьевск Республики Татарстан стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с указанным ГОСТ.
В кассационной жалобе ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, считая необоснованными ссылки суда апелляционной инстанции на необходимость установки в г. Альметьевск именно стационарных пунктов наблюдений. Приводит доводы о том, что в городе организован мониторинг атмосферного воздуха в трех пунктах наблюдений посредством приобретенной передвижной мобильной лаборатории, при этом качество и достоверность получаемой информации не отличаются от уровня, обеспечиваемого стационарными пунктами. Производство наблюдений с использованием подвижных пунктов в отсутствие стационарной наблюдательной сети предусмотрено приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524 "Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением".
Считает также, что суд в противоречии с административными исковыми требованиями возложил указанную обязанность на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и при этом, несмотря на наличие к тому оснований, не возложил обязанность на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" поддержала доводы кассационной жалобы. Прокурор и представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым согласиться с доводами кассационной жалобы ФГБУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", находя их обоснованными.
Из материалов дела усматривается, что выводы по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства обуславливались данными о фактах загрязнения атмосферного воздуха по Альметьевскому району Республики Татарстан, наличии двух стационарных постов в районе, отсутствии стационарного поста в самом г. Альметьевске, население которого составляло более 150000 человек, тогда как в соответствии с пунктами 2.5 и 2.6 ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1986 года N 3395, при численности населения в 100 - 200 тыс. жителей в населенном пункте должно быть 2 - 3 стационарных поста.
В ходе судебного разбирательства Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Управление в Республике Татарстан поясняли суду, что в рамках выделяемых Росгидромету бюджетных ассигнований возможность финансирования работ по приобретению и обеспечению функционирования стационарных пунктов наблюдения в г. Альметьевск отсутствует, но по договору от 10 мая 2021 года приобретена передвижная мобильная лаборатория контроля качества атмосферного воздуха, тем самым вопрос производства наблюдений решен, поскольку в соответствии с пунктом 124 приказа Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524 на территориях, где отсутствует стационарная наблюдательная сеть, наблюдения могут проводиться с использованием подвижных пунктов наблюдений.
Пояснялось также, что на территории Альметьевского района имеется два стационарных поста наблюдения, находящиеся в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, перенос которых в г. Альметьевск соответствовал бы нормам ГОСТа применительно к численности населения.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался нормами вышеназванного ГОСТа, предусматривающими виды постов наблюдения и требования к производству наблюдений, пунктом 124 приказа Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524, и исходил из того, что действующие нормативные акты позволяют наравне со стационарными постами наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха использовать и передвижные.
Судом учитывался факт приобретения Управлением в период рассмотрения настоящего дела передвижной мобильной лаборатории контроля качества атмосферного воздуха, в связи с чем суд не усмотрел из обстоятельств дела незаконного бездействия административных ответчиков и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 10 Федерального закона N 113-ФЗ от 19 июля 1998 года "О гидрометеорологической службе" участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.
Положениями статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что организация деятельности стационарных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом), прекращение деятельности пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением Росгидромета. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.
Согласно пункту 5.4.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения относятся к полномочиям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.
Из вышеприведенных нормативных правовых актов, а также пункта 2.1 ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", главы IX Требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524, следует, что формирование системы наблюдений за состоянием атмосферного воздуха относится к полномочиям Росгидромета и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые должны организовать пункты наблюдений с учетом таких требований к информации о состоянии окружающей природной среды, как обеспечение ее достоверности и исключение существенного влияния на точность измерений.
Из обстоятельств настоящего дела не следует, что существующий способ мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Альметьевске не выполняет функций, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха.
Данных о том, что измерение необходимых параметров проводится неполно или с недостоверными результатами, либо данных о том, что такого рода недостатки исключаются посредством стационарных пунктов наблюдений, материалы дела не содержат и действующие правила проведения наблюдений не предусматривают.
Ввиду изложенного доводы административного иска о том, что отсутствие стационарных постов не позволяет иметь точные данные о состоянии атмосферного воздуха в городе, и, следовательно, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, не могут быть признаны правомерными.
В апелляционном определении, мотивированном ссылками на нормы ГОСТ 17.2.3.01-86, не опровергнуты установленные судом первой инстанции фактические данные и основанные на них и на положениях законодательства выводы. При этом ссылка суда апелляционной инстанции на предназначение маршрутных постов для иных целей не соответствует пункту 1.4 ГОСТ 17.2.3.01-86, так как в нем речь идет не о маршрутных, а о специальных подфакельных постах. Аналогичные указания содержатся и в пункте 150 приказа Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524 и в разделе 2.1 "РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы", утвержденном Госкомгидрометом СССР 1 июня 1989 года, Главным государственным санитарным врачом СССР 16 мая 1989 года.
Апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 февраля 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 ноября 2021 года.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 мая 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.