Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные соответственно 14 апреля и 2 июня 2022 года кассационное представление прокурора Республики Башкортостан Пантюшина И.С, кассационную жалобу Петрова Д.Е, Теляпкулова Р.Р, Искандарова В.В, Галинурова Д.Р, Саетгалиевой Р.Г, Субботина В.С, Соколова А.О, Мулланурова А.А, Деникиева М.Р, Кривозубова В.А, Галимовой Э.В, Лукмановой Э.С, Зиганшина И.З, Уразбахтиной Р.Р, Рахимова Р.Р, Субботиной (Шорсткиной) Е.А, Васильева П.Ю, Валеева С.А, Уразбахтина Э.Р, Мухаметжановой Р.Р, Кузьменко Ф.Ф, Хамитова Ф.Ф, Ануфриевой Л.М, Бурхановой Э.Х. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года по административному делу 3га-1286/2021 по административному исковому заявлению Петрова Д.Е, Теляпкулова Р.Р, Искандарова В.В, Галинурова Д.Р, Саетгалиевой Р.Г, Субботина В.С, Соколова А.О, Мулланурова А.А, Деникиева М.Р, Кривозубова В.А, Галимовой Э.В, Лукмановой Э.С, Зиганшина И.З, Уразбахтиной Р.Р, Рахимова Р.Р, Субботиной (Шорсткиной) Е.А, Васильева П.Ю, Валеева С.А, Уразбахтина Э.Р, Мухаметжановой Р.Р, Кузьменко Ф.Ф, Хамитова Ф.Ф, Ануфриевой Л.М, Бурхановой Э.Х. к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействующим лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N 603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения административного истца Субботиной (Шорсткиной) Е.А. посредством видеоконференц-связи в поддержку кассационных жалобы и представления, мнение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, представляющего прокурора Республики Башкортостан Пантюшина И.С, поддержавшего кассационные жалобу и представление; возражения представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан по доверенности Закирова Э.Р. относительно удовлетворения кассационных жалоб и представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петров Д.Е, Теляпкулов Р.Р, Искандаров В.В, Галинуров Д.Р, Саетгалиева Р.Г, Субботин В.С, Соколов А.О, Муллануров А.А, Деникиев М.Р, Кривозубов В.А, Галимова Э.В, Лукманова Э.С, Зиганшин И.З, Уразбахтина Р.Р, Рахимов Р.Р, Шорсткина Е.А, Васильев П.Ю, Валеев С.А, Уразбахтин Э.Р, Мухаметжанова Р.Р, Кузьменко Ф.Ф, Хамитов Ф.Ф, Ануфриева Л.М, Бурханова Э.Х. (далее также - административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее также - министерство) о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В обоснование административного искового заявления указано, что приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N 603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан" (далее - Приказ от 26 мая 2020 года N 603-ОД) принят новый лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан, которым изменена категория защитных лесов в отношении кварталов 1, 2, 6, 10, 11 с лесов лесопарковой зоны на запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов, а в отношении кварталов 2 и 7 на леса, расположенные в защитных полосах лесов, кроме этого, в отношении кварталов 7, 1, 2, 6, 10, 11 предусмотрен вид разрешенного использования, а именно: выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождения полезных ископаемых. Вышеозначенные кварталы входят в состав памятника природы шихан Куштау.
Оспариваемый приказ позволяет использовать территорию памятника природы для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождения полезных ископаемых, указанные работы в августе 2020 года велись АО "Сырьевая компания" на основании полученной 8 августа 2019 года лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, сроком действия до 10 августа 2039 года.
Административные истцы полагают, что приказ от 26 мая 2020 года N 603-Д является нормативным правовым актом и не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно противоречит статье 42, 58 Конституции Российской Федерации, а также пунктам 2 и 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку до принятия оспариваемого приказа спорная территория шихана Куштау относилась к лесам лесопарковой зоны, в которой в соответствии со статьей 114 Лесного кодекса Российской Федерации было запрещено выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых.
Наличие у спорных территорий статуса лесов лесопарковой зоны означает невозможность их перевода в иную, менее защищенную категорию, без достаточного на то основания, а также с участием общественности в принятии таких решений. По мнению административных истцов, в данном случае решение о переводе лесов в иную категорию принято без достаточных оснований, оспариваемый нормативный правовой акт способствует увеличению негативного воздействия хозяйственной деятельности на леса, расположенные на территории памятника природы и его возможного уничтожения.
Кроме того, административные истцы полагают, что приказ от 26 мая 2020 года N 603-Д в части, допускающей разведку и добычу на территории горы Куштау полезных ископаемых, противоречит постановлению Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2020 года N 529, в соответствии с которым спорные территории были включены в территорию памятника природы республиканского значения, так как частью 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Указанным постановлением Правительства Республики Башкортостан на территории памятника природы запрещено геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
Административные истцы с учётом произведённого в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменения предмета административного иска просили суд: признать недействующим с момента его принятия лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденный приказом от 26 мая 2020 года N 603-ОД, в части перевода из категории "лесопарковая зона" лесов, расположенных в кварталах 1, 2, 6, 10, 11 в категорию "запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов", кварталов 2, 7 в категорию "леса, расположенные в защитных полосах лесов".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационных представлении прокурора и жалобе административных истцов, поданных соответственно 14 апреля и 2 июня 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, либо принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований ввиду неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование кассационного представления его подателем приведены ранее изложенные в апелляционном представлении доводы об отсутствии соответствующих полномочий у министерства на принятие оспариваемого приказа и нарушении требований законодательства при опубликовании нормативного правового акта.
В кассационной жалобе административных истцов помимо доводов, приведенных прокурором в кассационном представлении, указано на нарушение оспариваемым приказом прав административных истцов и несоблюдение министерством обязательного требования о необходимости государственной регистрации оспариваемого приказа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалобы и представления по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 17 апреля 2019 года в соответствии с приказом N 953-ОД Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан утверждён лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан (далее - Приказ от 17 апреля 2019 года N 953-ОД).
В разделе 1.1.4 Лесохозяйственного регламента, который поименован "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных эксплуатационных и резервных лесов" указано о распределении территории лесничества и участковых лесничеств по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов по кварталам и их частям, а также основания выделения защитных и эксплуатационных лесов, которые приведены в Таблице N 3.
В соответствии с таблицей N 3, в ней приведено распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов. Так, по целевому назначению к защитным лесам отнесены, в том числе кварталы 1-8, 10-13, 17-19, 24, 25, 29-31 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества, отнесенные к категории защитных лесов - лесопарковые зоны.
В таблице 5 Лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества, который был утвержден приказом от 17 апреля 2019 года N 953-ОД, указаны виды разрешенного использования лесов, среди которых такой вид использования лесов, как выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых отсутствует.
Приказом от 26 мая 2020 года N 603-ОД "О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 17 апреля 2019 года N 953-ОД "Об утверждении лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан" внесены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан (далее - Лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества), утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 17 апреля 2019 года N 953-ОД.
В пункте 1.1.4 Лесохозяйственного регламента, который поименован "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов" указано, что леса, расположенные на землях лесного фонда Макаровского лесничества, подразделяются на защитные и эксплуатационные леса. Категории защитных лесов определены в соответствии со статьями 10 и 110-115 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 марта 2020 года N 380 "Об отнесении лесов на территории Макаровского лесничества Республики Башкортостан к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установление их границ".
В таблице 3 указано, что по целевому назначению лесов к защитным лесам отнесены леса категории "Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов", к которым относятся леса, расположенные в защитных полосах лесов, располагающиеся в части кварталов: 2, 3, 6, 7, 11, 52, 53, 57 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества. Кроме этого, в соответствии с таблицей 3, по целевому назначению к защитным лесам отнесены леса категории "Ценные леса", к которым отнесены леса поименованные - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, расположенные в кварталах: 4, 5, 8, 24, 30, части кварталов: 1-3, 6, 7, 10-12, 18, 52, 57 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества.
В таблице 5 Приказа от 26 мая 2020 года N 603-ОД указаны виды разрешенного использования лесов, в частности такой вид использования лесов как выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых. Указанный вид разрешенного использования лесов возможен в кварталах: 4, 5, 7, 8, 13, 19, 24, 30, 49-52, 54, 55 в части кварталов: 1-3, 6, 10-12, 14, 18, 20, 25, 26, 31, 36, 37, 53, 56, 57 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества.
Таким образом, на основании Приказа от 26 мая 2020 года N 603-ОД внесены изменения в Лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества, касающиеся изменения категории защитных лесов, а именно: леса, расположенные в кварталах 1, 2, 6, 10, 11 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества, из категории защитных лесов, расположенных в лесопарковых зонах, переведены в категорию защитных лесов - "запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов", а леса, расположенные в кварталах 2, 7 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества, переведены из категории защитных лесов, расположенных в лесопарковых зонах, в категорию защитных лесов - "леса, расположенные в защитных полосах лесов", то есть произошло изменение границ лесов, расположенных в лесопарковых зонах защитных лесов Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества.
Лесохозяйственным регламентом в редакции Приказа от 26 мая 2020 года N 603-ОД в части кварталов 1, 2, 6, 10, 11, а также в квартале 7 Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества видом разрешенного использования лесов определено - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, что по мнению административных истцов противоречит законодательству, которое имеет большую юридическую силу, и нарушает их права, свободы и законные интересы.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, исходил из того, что в компетенцию Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан входит изменение и установление границ защитных лесов, отнесенных к категории лесов, расположенных в лесопарковых зонах, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Распоряжением Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года N 222-р "Об изменении и установлении границ лесопарковых и зеленых зон Макаровского лесничества Республики Башкортостан" (далее - распоряжение от 27 июня 2019 года N 222-р) исключены из границ лесопарковых зон лесные участки площадью 1345 га, расположенные в Урнякском участковом лесничестве Макаровского лесничества, в том числе, кварталы 1, 2, 6, 7, 10, 11, одновременно названным распоряжением включены в границы лесопарковых зон лесные участки площадью 1345 га, расположенные в иных кварталах Урнякского участкового лесничества Макаровского лесничества.
Распоряжение от 27 июня 2019 года N 222-р принято на основании согласований проектной документации Федеральным агентством лесного хозяйства от 26 июня 2019 года, администрацией муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года N 2242, администрацией сельского поселения Ишеевский сельсовет Муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года N 231.
Суд по итогам рассмотрения дела сделал правильный вывод, что на день принятия Приказа от 26 мая 2020 года N 603-ОД он соответствовал действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а сам приказ принят уполномоченным органом.
Суд апелляционной инстанции верно согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административных истцов и апелляционного представления прокурора, указал, что нормы действующего законодательства на момент принятия оспоренного нормативного правового акта не содержали запрета на изменение площадей и границ лесопарковых зон, расположенных в защитных лесах, и в том случае, если такие изменения приводят к изменению границ иных категорий защитных лесов. Напротив, законодательство содержит нормы, позволяющие компетентному органу (в данном случае - Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан) изменить площадь и границы лесопарковых зон, расположенных в защитных лесах.
При этом суд апелляционной инстанции правильно отклонил как основанные на неверном толковании положений части 1 статьи 83, частей 2 и 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждения административных истцов о том, что приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 года N 1387-ЛД принят неуполномоченным органом, с превышением компетенции.
Поскольку лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества был утвержден уполномоченным органом на основании приказа от 17 апреля 2019 года N 953-ОД, при его утверждении отсутствовали особенности, предусмотренные частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, постольку и внесение в него изменений, в соответствии с пунктами 18, 10 Приказа от 27 февраля 2017 года N 72 должны производиться в порядке, предусмотренном статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан является уполномоченным органом на принятие решений о внесении изменений в ранее принятый им же нормативный правовой акт - лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества вне зависимости от того, что на территории данного лесничества после утверждения лесохозяйственного регламента стали располагаться особо охраняемые природные территории, в том числе еще и в связи с тем, что в данном случае (принятие Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан приказа от 1 декабря 2020 года N 1387-ОД) осуществляется не утверждение лесохозяйственного регламента лесничества, на территории которого расположены особо охраняемые природные территории, а лишь вносятся изменения в ранее утвержденный лесохозяйственный регламент, на момент принятия которого такие территории в нем отсутствовали.
В отношении утверждений административных истцов о том, что оспариваемый приказ от 26 мая 2020 года N 603-ОД принят с нарушением порядка опубликования и без проведения мероприятий по его государственной регистрации суд апелляционной инстанции обоснованно указал следующее.
Материалами дела подтверждается, что Приказ от 26 мая 2020 года N 603-ОД и утвержденный им лесохозяйственный регламент опубликованы 28 мая 2020 года на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, в газете "Республика Башкортостан" или на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан опубликованы не были.
Между тем, установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, не свидетельствуют о нарушении порядка опубликования оспоренного нормативного правового акта, не свидетельствуют о нарушении порядка его принятия, поскольку в соответствии с пунктами 13, 15 Приказа от 27 февраля 2017 года N 72 предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.
Ознакомление административных истцов с оспоренным ими нормативным правовым актом подтверждается фактом предоставления ими в качестве приложения к административному иску Лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества, о чем прямо указано в приложении к административному исковому заявлению, также ими представлен в печатном виде сам оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, административные истцы, чьи права и свободы затрагивает Приказ от 26 мая 2020 года N 603-ОД, ознакомились с содержанием оспариваемого нормативного акта, что позволило считать достигнутой цель официального опубликования оспоренного нормативного правового акта, в связи с чем факт его опубликования не в том печатном издании, а также факт доведения нормативного акта до сведения населения и административных истцов в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 15 Приказа от 27 февраля 2017 года N 72, свидетельствует о том, что порядок опубликования нормативного правового акта вопреки утверждениям подателей кассационных представления и жалобы не нарушен.
В соответствии с законодательством Республики Башкортостан нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан, к которым относится Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, затрагивающие права и свободы граждан, подлежат государственной регистрации.
Вместе с тем, нормы Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа от 27 февраля 2017 года N 72 не содержат предписаний об обязательной государственной регистрации приказов, утверждающих лесохозяйственные регламенты, имеющих большую юридическую силу, и регулирующих спорные правоотношения о составе, порядке разработки, сроках действия, внесения изменений в лесохозяйственные регламенты, в этой связи не подлежат применению положения статьи 37 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N 42-з, пункта 10 Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года N 111, так как они не регулируют правоотношения о составе, порядке разработки, сроках действия, внесения изменений в лесохозяйственные регламенты.
Вышеозначенные выводы судов первой и апелляционной инстанций, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационных представлении и жалобе, уже были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Вопреки утверждениям подателей кассационных жалобы и представления, судами достоверно установлено отсутствие несоответствия оспариваемых положений нормативного правового акта министерства нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Содержание кассационных жалобы и представления аналогично позиции их подателей в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Республики Башкортостан Пантюшина И.С, кассационную жалобу Петрова Д.Е, Теляпкулова Р.Р, Искандарова В.В, Галинурова Д.Р, Саетгалиевой Р.Г, Субботина В.С, Соколова А.О, Мулланурова А.А, Деникиева М.Р, Кривозубова В.А, Галимовой Э.В, Лукмановой Э.С, Зиганшина И.З, Уразбахтиной Р.Р, Рахимова Р.Р, Субботиной (Шорсткиной) Е.А, Васильева П.Ю, Валеева С.А, Уразбахтина Э.Р, Мухаметжановой Р.Р, Кузьменко Ф.Ф, Хамитова Ф.Ф, Ануфриевой Л.М, Бурхановой Э.Х. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 8 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.