Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Калиновского А.А, судей Шабанова С.Г, Крыгиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление Прокуратуры Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16.04.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 05.08.2021 г. по гражданскому делу N 2-646/2021 по иску администрации г. Орска к Николаеву Сергею Владимировичу, Николаевой Елене Михайловне, Николаеву Ярославу Сергеевичу, Николаеву Егору Сергеевичу о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда.
Заслушав доклад судьи Шабанова С.Г, заключение прокурора Сальникова Андрея Александровича, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Орска Оренбургской области обратилась в суд с иском к Николаеву Сергею Владимировичу, Николаевой Елене Михайловне, Николаеву Ярославу Сергеевичу, Николаеву Егору Сергеевичу о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда.
Требования мотивированы тем, что по результатам инструментального обследования жилого многоквартирного "адрес", расположенного по адресу: ул. "адрес", составлено заключение эксперта ООО "МЭКА" от N года N D20020, согласно которому, степень разрушения фундамента и стен оценивается как "недопустимая", здание находится в "аварийном состоянии". Установлено, что нормальная эксплуатация здания невозможна ввиду критического состояния конструкций. Следует признать здание аварийным и подлежащим сносу. В заключении МУП "Орскстройремзаказчик" от N о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций двухэтажного многоквартирного жилого дома (литер А), адрес: "адрес", указано, что степень разрушения фундамента и стен в доме в районе первого и второго подъезда оценивается как "недопустимая", здание находится в "аварийном состоянии", вероятность внезапного разрушения конструкций увеличивается.
На основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ N, комиссией принято заключение о признании жилого 2-этажного 12-ти квартирного "адрес" по ул. "адрес", - аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома, жилым домом и жилого дома садовым домом". Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Орска от 20 января 2021 г. N 4/III "О ситуации с жилым многоквартирным домом по адресу: "адрес" в связи с аварийным состоянием здания указанного многоквартирного жилого дома, создающего угрозу безопасности жизнедеятельности населения, постановлением администрации г. Орска от 21.01.2021 г. N 46-п "О введении режима чрезвычайной ситуации локального характера" Орское городское звено Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС переведено в режим чрезвычайной ситуации. Территория в границах здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и его придомовая территория объявлена зоной чрезвычайной ситуации локального характера.
Согласно пункту 4 постановления администрации г. Орска от 21.01.2021 г. N 46-п "О введении режима чрезвычайной ситуации локального характера" для оперативного решения вопросов по ликвидации чрезвычайной ситуации рабочей группой рекомендовано уведомить собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" под роспись о необходимости временного отселения в связи с угрозой жизни и здоровья и предложении места временного размещения (муниципального жилого помещения) при отсутствии возможности самостоятельного размещения в иных жилых помещениях (у родственников и т.д.).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись в ЕГРН 56-56-09/013/2014-205) собственником 1/6 доли "адрес" является Николаев Я.С, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись в ЕГРН N) собственником 1/3 доли "адрес" является Николаева Е.М, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.(запись в ЕГРН N) собственником 1/6 доли "адрес" является Николаев Е.С, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (запись в ЕГРН N) собственником 1/3 доли "адрес" является Николаев С.В... Николаев Я.С, Николаева Е.М, Николаев Е.С, Николаев С.В. по адресу "адрес" не зарегистрированы.
На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ об уведомлении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" о необходимости временного отселения и предложении места временного размещения (муниципального маневренного жилищного фонда) Николаев Я.С, Николаева Е.М, Николаев Е.С, Николаев С.В не согласны временно переселиться в жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда. Поскольку жилой дом ответчиков межведомственной комиссией был признан аварийным, подлежащим сносу, в то время как ответчики при существующей реальной угрозе обрушения здания отказываются от переселения в предложенные им жилые помещения, переселение ответчиков в маневренный фонд до предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном жилищным законодательством отвечает требованиям добросовестности, разумности и справедливости и не нарушает гарантированные жилищные права ответчика, так как является вынужденной, временной мерой с целью избежания трагических последствий - человеческих жертв. Право на жизнь и здоровье могут быть обеспечены путем его временного переселения в иное жилое помещение (в том числе маневренного фонда), не грозящее обрушением.
02.02.2021 года в адрес главы города Орска прокурором вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона, поскольку жители указанного дома не расселены из зоны ЧС, что создает угрозу их жизни и здоровью.
На основании изложенного, с учетом уточнений истец просил суд выселить Николаева С.В, Николаеву Е.М, Николаева Я.С, Николаева Е.С. из аварийного жилого помещения - "адрес" во временное жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орск" по договору найма жилого помещения маневренного фонда в "адрес" общей площадью 44, 0 кв.м, жилой площадью 27, 7 кв.м. до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном ЖК РФ, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16.04.2021 г. исковые требования администрации г. Орска к Николаеву С.В, Николаевой Е.М, Николаеву Я.С, Николаеву Е.С. о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16.04.2021 г. оставлено без изменения.
В кассационном представлении Прокурора Оренбургской области ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении кассационной жалобы, прокурор кассационное представление поддержал, иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником 1/6 доли "адрес" является Николаев Я.С, собственником 1/3 доли "адрес" по адресу: "адрес" является Николаева Е.М, собственником 1/6 доли "адрес" по указанному" адресу, является Николаев Е.С, собственником 1/3 доли спорного жилого помещения является Николаев С.В. Ответчики по указанному адресу не зарегистрированы. Ответчики проживают по ул. Омская, д. 60, кв. 68 г. Орска.
Заключением межведомственной комиссии (созданной на основании постановления администрации г. Орска Оренбургской области от 05.05.2012 N 2641-п) от 28.12.2020 N 10 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Заключением МУП "Орскстройремзаказчик" от 16.01.2021 N 686 определено, что нормальная эксплуатация здания невозможна ввиду критического состояния конструкций. Здание жилого помещения находится в аварийном состоянии, вероятность внезапного разрушения конструкций увеличивается.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г. Орска от 20.01.2021 принято решение об уведомлении собственников жилых помещений жилого дома о необходимости временного отселения в связи с угрозой жизни и здоровью и предложении временного размещения (муниципального жилого помещения) при отсутствии возможности самостоятельного размещения в иных жилых помещениях.
В связи с тем, что проживание в данном жилом помещении опасно для жизни и здоровья граждан, истцом было принято решение о расселении многоквартирного жилого дома.
Ответчикам было предложено вселиться по договору найма жилого помещения маневренного фонда в квартиру по адресу: "адрес", до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что жилые помещения маневренного фонда являются помещениями специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан, в том числе собственников, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Разрешая спор и удовлетворяя требования администрации г. Орска, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 1, 15, 85, 92, 95, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что жилой дом в котором находится квартира ответчиков межведомственной комиссией признан аварийным, подлежащим сносу, однако ответчики при существующей реальной угрозе обрушения здания отказываются от переселения в предложенное им иное жилое помещение, переселение ответчиков в маневренный фонд до предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном жилищным законодательством отвечает требованиям добросовестности, разумности и справедливости и не нарушает гарантированные жилищные права ответчиков, так как является вынужденной, временной мерой с целью избежания трагических последствий - человеческих жертв. Право на жизнь и здоровье могут быть обеспечены путем его временного переселения в иное жилое помещение (в том числе маневренного фонда), не грозящее обрушением.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами, указав, что суд первой инстанции правильно разрешилспор, отклонив доводы, приведенные в апелляционном представлении прокурора.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нижестоящими судами неправильно применены нормы материального права.
Так, удовлетворяя исковые требования, суды применили к спорным правоотношениям положения статьи 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, в судебном порядке из жилого помещения в подлежащем сносу доме могут быть выселены граждане, занимающие жилое помещение по договору социального найма.
Вместе с тем, по настоящему делу требования заявлены о выселении из жилого помещения, принадлежащего ответчикам на праве собственности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Однако отношения между органом местного самоуправления и собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и непригодными для проживания в установленном порядке, прямо урегулированы законом.
Так, в силу ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Невыполнение обязанностей, которые предусмотрены законом, не предоставляет органу местного самоуправления право предъявлять требования, которые законом не предусмотрены.
То обстоятельство, что жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации) не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее переселить граждан в данное жилое помещение в судебном порядке при отсутствии согласия со стороны собственника жилого помещения фактически на неопределенный период времени, поскольку, как указывает истец, мероприятия по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения, предусмотренного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации только начаты, без уточнения их стадии. Сведений о том, что дом включен в какую-либо программу по переселению из аварийного жилья в материалах дела не имеется. Кроме того, из принятого решения не ясно, принято ли решение об изъятии у собственников принадлежащего им на праве собственности жилого помещения.
Обстоятельства нуждаемости ответчиков в жилом помещении маневренного фонда судами первой и апелляционной инстанций в достаточной мере не исследованы и не отражены в судебных постановлениях. Суд первой инстанции ограничился указанием на то, что сторонами не представлено сведений о наличии у ответчиков на территории г. Орска иных жилых помещений в собственности и принял возражения ответчика Николаева С.В. о неудобствах, которые возникнут при переезде в жилое помещение маневренного фонда.
По смыслу положений статьи 95 и 106 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, не исключается предоставление жилых помещений маневренного фонда в том числе собственникам жилых помещений (пункты 2 - 3.1 ст. 95 ЖК РФ), однако такое предоставление обусловливается заключением договора с гражданином, либо принятием того или иного решения, влекущего изъятие имеющегося жилого помещения и необходимостью в связи с этим производства расчетов с гражданами либо необходимостью их обеспечения другими жилыми помещениями для постоянного проживания.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
При этом, требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения и о выселении собственника такого жилого помещения с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этим органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
С этим связаны и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие назначение, основания и порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые также не свидетельствуют о возможности принудительного переселения в такое жилое помещение граждан во всех случаях, когда находящееся в их собственности жилое помещение признано аварийным.
Так, согласно положениям ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей назначение жилых помещений маневренного фонда, такие помещения предназначены для временного проживания: 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Связанные с этим положения содержатся в части 2 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
По смыслу приведенных положений закона в их взаимосвязи, не исключается предоставление жилых помещений маневренного фонда, в том числе собственникам жилых помещений (пункты 2 - 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации), однако такое предоставление обусловливается принятием того или иного решения, влекущего изъятие имеющегося жилого помещения и необходимостью в связи с этим производства расчетов с гражданами либо необходимостью их обеспечения другими жилыми помещениями для постоянного проживания.
Вопрос о том, в течение какого срока должны быть произведены расчеты, судами не выяснялся, выводы относительно этого в судебных постановлениях отсутствуют. Также отсутствует указание на то, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период не более чем на два года.
Таким образом, удовлетворение иска может привести к нарушению права собственности ответчиков, гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации, поскольку в данном случае изъятие жилого помещения предполагает временное ограничение прав, с определенным сроком, тогда как судебным решением право ответчиков на жилище ограничено на неопределенный срок.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16.04.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 05.08.2021 г. подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16.04.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 05.08.2021 г. по гражданскому делу N 2-646/2021 по иску администрации г. Орска к Николаеву Сергею Владимировичу, Николаевой Елене Михайловне, Николаеву Ярославу Сергеевичу, Николаеву Егору Сергеевичу о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи: Е.В. Крыгина
С.Г. Шабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.