Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гаиткуловой Ф.С, судей Романова М.В, Данилина Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства лесного хозяйства Кировской области, Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" на решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 ноября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 1 февраля 2022г. по гражданскому делу N 2-2930/2021 по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Кировской области, Кировскому областному государственному специализированному автономному учреждению "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Романова М.В, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Кировской области, КОГСАУ "Лесоохрана" о возложении на Министерство лесного хозяйства Кировской области обязанности организовать авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с расчетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с пунктом 11 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 N 597; о возложении на Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" обязанности осуществлять авиационные работы по охране лесов от пожаров в виде авиационного патрулирования территории лесного фонда Кировской области с учетом класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды и наличия действующих лесных пожаров в соответствии с 11 пунктом Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.11.2016 N 597.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 ноября 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 1 февраля 2022г, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене судебных постановлений в отсутствие соответствующего финансового обеспечения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в лесах, в результате которой установлено, что охрана лесов по территории региона не соответствует принципам и требованиям лесного законодательства, поскольку не соблюдается кратность авиапатрулирования.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 28.03.2012 N145/167, министерство исполняет государственную функцию "управление в области использования, охраны, защиты, производства лесов" и является центром ответственности за ее исполнение.
Пунктом 3.1.1.14 Положения предусмотрено, что министерство осуществляет самостоятельно и через подведомственные учреждения на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
Распоряжением Правительства Кировской области N 416 от 21.12.2011 путем изменения типа (с бюджетного на автономное учреждение) из Кировского областного государственного специализированного бюджетного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" создано Кировское областное государственное специализированное автономное учреждение "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов".
Согласно пункта 2.1 Устава КОГСАУ "Лесоохрана" автономное учреждение создано в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров, осуществлению пожарной безопасности в лесах, выполнения авиационных и наземных хозяйственных работ в области лесных отношений.
Приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 29.12.2020 N 261 "О государственном задании КОГСАУ "Лесоохрана" на 2021 год" как специализированному учреждению по тушению лесных пожаров, доведено государственное задание на проведение работ по предупреждению лесных пожаров проведению наземного патрулирования на не арендованной территории лесного фонда, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, авиационное патрулирование всей области, а также работы по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории всей Кировской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 19, 51, 53, 53.2, 53.4, 57, 81, 82, 83, 84 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды от 15.11.2016 N 597, пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, установив, что вопреки нормативному регулированию авиационное патрулирование в зависимости от класса пожарной опасности в лесах не организовывалось, приняв во внимание, что несоблюдение кратности авиапатрулирования может создать предпосылки к затруднению тушения пожара и увеличению времени эвакуации людей, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает интересы Российской Федерации на сохранение природных ресурсов, указав, что недостаточность финансирования при наличии обязанности по соблюдению требований законодательства не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, приняв во внимание, что ответчики не лишены права обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда при возникновении, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта.
Свои выводы суды первой и апелляционной инстанций обосновали, они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в деле, доказательств.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела и проверяет лишь правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права при разрешении дела, а правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационных жалоб правовых оснований к отмене судебных актов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 ноября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 1 февраля 2022г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства лесного хозяйства Кировской области, Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.С. Гаиткулова
Судьи М.В. Романов
Е.М. Данилин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.