Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В, судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 февраля 2022 г. по гражданскому делу N 2-(1)-1813/2021 по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области о взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области (далее администрация МО Бузулукский район), указав, что на основании вступившего в силу решения Бузулукского районного суда Оренбургской области от 03 августа 2016 года администрация МО Бузулукского района в сентябре 2016 года произвела ему соответствующие выплаты. В дальнейшем выплаты производились регулярно в соответствии с решением суда, исходя из стажа его муниципальной службы - 26 лет 10 месяцев 18 дней. Такая ситуация сохранялась в течение 5 лет, до января 2021 года. 03 февраля 2021 года пенсия за выслугу лет была выплачена ему в размере 1 593, 50 рублей. 20 февраля 2021 года ситуация повторилась, то есть пенсия уменьшилась на 3 786 рублей. В марте 2021 года ведущий специалист по социальным вопросам администрации МО Бузулукский район ему разъяснила, что это связано с тем, что он прекратил работать, и повышением страховой пенсии по старости. 24 марта 2021 года из письма администрации района ему стало известно, что стаж муниципальной службы ему сократили, и с 01 марта 2021 года размер пенсии за выслугу лет составляет ноль рублей. Он не согласен с действиями сотрудников администрации района. При постановлении решения суда от 02 августа 2016 года суд при определении размера взыскиваемой суммы и подлежащей к выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет исходил из стажа его муниципальной службы продолжительностью 26 лет 10 месяцев 18 дней. Решение суда не обжаловалось. Распоряжением администрации района от 20 декабря 2016 года ему была установлена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы - 26 лет 10 месяцев 18 дней. В результате незаконных действий сотрудников администрации района выплата законно установленной ему пенсии за выслугу лет прекращена с марта 2021 года в полном объеме. В настоящее время задолженность составляет 6 374 рубля (1 593, 50 рублей х 4).
На основании изложенного просил взыскать с ответчика денежные средства в сумме 6 374 рублей; обязать ответчика выплачивать ему с 01 июля 2021 года ежемесячную пенсию за выслугу лет в размере 1 593, 50 рублей с последующей индексацией в соответствии с действующими нормативными актами; с учетом умышленного и неоднократного нарушения его прав работниками администрации района взыскать с ответчика 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 11 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 февраля 2022 г, иск ФИО1 к администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области о взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда удовлетворен в части. С муниципального образования Бузулукский район в пользу ФИО1 взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет муниципального служащего за период с 01 марта 2021 года по 30 июня 2021 года в сумме 6 374 рублей.
Этим же судебным постановлением на Администрацию муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области возложена обязанность выплачивать ФИО1 с 01 июля 2021 года ежемесячно пенсию за выслугу лет муниципального служащего в размере 1 593, 50 рублей с последующей индексацией в соответствие с действующим законодательством.
В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 с 26 февраля 1997 года по 09 января 2001 года являлся главой администрации Красногвардейского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области. 30 декабря 2005 года ФИО1 года назначен на должность ведущего специалиста управления природных ресурсов администрации Бузулукского района, 01 марта 2006 года переведен на должность ведущего специалиста по вопросам ЖКХ администрации МО Красногвардейский сельсовет, действие трудового договора прекращено с 01 января 2011 года в связи с сокращением численности работников организации.
В стаж муниципальной службы истца засчитаны, помимо вышеуказанных периодов, также период службы в рядах Советской армии, иные периоды, приравненные к муниципальной службе, общий стаж установлен 26 лет 10 месяцев 18 дней.
Протоколом администрации Бузулукского района N истцу засчитан стаж на госслужбе 26 лет 10 месяцев 18 дней из 15 требуемых, назначена доплата к страховой пенсии в размере 3 240, 63 рублей с 21 декабря 2015 года пожизненно.
21 декабря 2015 года ФИО1 обратился к главе МО Бузулукский район с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вступившим в законную силу решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 03 августа 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к администрации МО Бузулукский район Оренбургской области о взыскании задолженности, перерасчете пенсии за выслугу лет, выплате единовременного пособия, заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с администрации МО Бузулукский район в пользу ФИО1 задолженность по пенсии за выслугу лет за период с 01 марта 2016 года по 31 мая 2016 года в размере 9 721, 89 рубля; обязал ответчика выплачивать ФИО1 с 01 июня 2016 года ежемесячную пенсию за выслугу лет в размере 3 240, 63 рублей с последующей индексацией в соответствии с действующими нормативными актами.
На основании распоряжения администрации МО Бузулукский район от 20 декабря 2016 года N ФИО1, замещавшему должность ведущего специалиста по вопросу ЖКХ МО Красногвардейский сельсовет Бузулукского района, с 21 декабря 2015 года установлена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы 26 лет 10 месяцев 18 дней.
Согласно расчету (перерасчету) размера пенсии за выслугу лет ФИО1, произведенного 01 января 2021 года с учетом изменения страховой пенсии по старости, истцу с 01 января 2021 года установлен размер пенсии за выслугу лет в сумме 1 593, 50 рублей.
Согласно акту Счетной палаты МО Бузулукский район от 09 марта 2021 года N при проверке правомерности назначения и выплаты пенсии за выслугу лет установлено, что по делу ФИО1 неправомерно включены периоды работы в стаж для установления пенсии за выслугу лет, в связи с чем неверно применен расчетный процент. Неверно рассчитан размер страховой пенсии (ошибочно вычтен размер доли страховой пенсии). В связи с выявленными ошибками рекомендовано сделать перерасчет пенсии с 01 марта 2021 года и уведомить пенсионера об изменении размера пенсии.
Сообщением от 19 марта 2021 года N администрация МО Бузулукский район по результатам контрольно-ревизионного мероприятия по проверке счетной палатой МО Бузулукский район правильности начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы МО Бузулукский район от 09 марта 2021 года N уведомила ФИО1 о том, что при первичном назначении пенсии с 12 декабря 2015 года в стаж муниципальной службы ошибочно включены следующие периоды работы: со 02 октября 1980 года по 20 августа 1981 года - бригадир слесарей Гайского завода; с 15 августа 1984 года по 26 февраля 1997 года - учитель труда Красногвардейской средней школы. На основании выписки из трудовой книжки о стаже муниципальной службы для установления пенсии за выслугу лет, стаж муниципальной службы составлял 26 лет 10 месяцев 18 дней, что составляет 75%, в результате проверки стаж муниципальной службы составил 21 год 06 месяцев 17 дней, что составляет 63%. В соответствии с Положением от 15 июля 2010 года N 709 "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования" размер надбавки к пенсии муниципальным служащим рассчитывается следующим образом: среднемесячный заработок 20 719, 91 рублей (с учетом индексаций, основание - справка администрации МО Красногвардейский сельсовет за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года); утвержденный оклад 6 388, 51 рублей (с учетом индексаций). С учетом ограничения 2, 8 должностного оклада и размером районного коэффициента получаем 20 571 рублей (6 388, 51 х 2, 8 х 1, 15 = 20 571 рублей). Так как ограничение должностного оклада меньше размера среднемесячного содержания, следовательно, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим рассчитывается из ограниченного должностного оклада.
Пенсия по старости на 20 января 2021 года (основание - справка выдана Центром по выдаче пенсий ГУ ПФР) составляет 15 583, 09 рублей - 1 515, 03 (валоризация) = 14 068, 06 рублей. 20 571 (ограничение размера среднемесячного заработка) х 63% (стаж муниципальной службы) - 14 068, 06 (пенсия по старости) - 0, 00 руб. Итого с 01 марта 2021 года размер пенсии за выслугу лет 0 рублей.
Сторонами не оспаривалось, что выплаты пенсии за выслугу лег ФИО1 прекратились.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ФИО1 частично, применяя часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, руководствуясь положениями части 2 статьи 24 от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", части 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктов 2.1, 3.1, 3.2, 4.2, 4.3, 6.2 Положения об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования Бузулукский район - Приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от 12 мая 2015 года N 471, статьи 5 Закона Оренбургской области от 12 сентября 2000 года N 660/185-03 "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области", исходил из того, что для назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера обязательным условием по действующему в МО Бузулукский район Положению является наличие и продолжительность стажа муниципальной службы, который определяется на основании сведений, представленных кадровыми службами органов местного самоуправления; порядок исчисления стажа муниципальной службы согласно Положению в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии истцу и определении продолжительности стажа имел отсылочную норму на закон Оренбургской области от 12 сентября 2000 года N660/185-03 "О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области", который предусматривает случаи включения в такой стаж периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы Оренбургской области, при этом
решение об установлении пенсии за выслугу лет принималось главой района. Установив, что стаж муниципальной службы истца был определен на основании справки, выданной органом местного самоуправления, и был определен продолжительностью 26 лет 10 месяцев 18 дней, решение о назначении ФИО1 пенсии принималось главой Бузулукского района, что подтверждено протоколом от 01 февраля 2016 года, в котором стаж муниципальной службы истца был определен 26 лет 10 месяцев 18 дней, учитывая, что вступившим в законную силу решением суда по спору между теми же сторонами была установлена продолжительность стажа муниципальной службы истца 26 лет 10 месяцев 18 дней и в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации это обстоятельство не может оспариваться вновь, принимая также во внимание, что Положением об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования Бузулукский район производство перерасчета пенсии связано с индексацией либо изменением размера пенсии по старости (инвалидности) и /или фиксированной выплаты, но не с пересмотром ранее установленного стажа муниципальной службы, напротив, Положение предусматривает, что ранее назначенная пенсия сохраняется в большем размере, если в связи с изменением правового регулирования ухудшается положение лица, имеющего право на пенсию, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности выплачивать пенсию в размере 1 593, 50 рублей и взыскании с ответчика в его пользу задолженности по выплате пенсии за период с 01 марта 2021 года по 30 июня 2021 года в сумме 6 374 рублей.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы, не имеется, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной судами по правилам статей 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 2 статьи 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Вступившим в законную силу решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 3 августа 2016 года по делу по иску ФИО1 к Администрации МО Бузулукский район о взыскании задолженности, перерасчете пенсии за выслугу лет, выплате единовременного пособия стаж муниципальной службы ФИО1 установлен 26 лет 10 месяцев 18 дней.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что решением суда от 3 августа 2016 года не устанавливалась продолжительность стажа муниципальной службы истца - 26 лет 10 месяцев 18 дней, проверены в полном объеме, в том числе с учетом требований положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, опровергаются текстом судебного постановления от 3 августа 2016 года.
В связи с чем аналогичные доводы ответчика, приводимые им ранее и являвшиеся предметом исследования судов предыдущих инстанций, обоснованно ими отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемых судебных постановлениях.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 11 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Федотова
Судьи: Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.