Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Улановой Е.С, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губайдуллиной А.Т. на решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-3662/2021 по иску Министерства здравоохранения Оренбургской области к Губайдуллиной А.Т. о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов на сумму средств, подлежащим возврату, штрафа.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Оренбургской области обратилось в суд с исковым заявлением к Губайдуллиной А.Т, указав, что между истцом и ответчиком 25 августа 2020 года заключен договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно которому Губайдуллина А.Т. - медицинский работник (фельдшер) 1982 года рождения (возраст - 38 лет), прибывшая на работу в ГАУЗ "Оренбургская районная больница", расположенное в сельском населенном пункте, обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором от 30 июля 2020 года N 1202, заключенным с медицинской организацией. Единовременная компенсационная выплата ответчику 01 сентября 2020 года предоставлена. В нарушение принятого обязательства трудовые отношения между ответчиком и медицинской организацией прекращены 18 января 2021 года, расторгнут трудовой договор по причине сокращения численности или штата работников организации, на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, которое не является основанием для освобождения от выплаты части единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем, Губайдуллина А.Т. обязана в течение четырнадцати дней, то есть в срок с 19 января 2021 года по 02 февраля 2021 года, в силу абзаца 2 подпункта "в" пункта 2.1 договора от 25 августа 2020 года N, возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора.
Истец просил суд взыскать с ответчика в бюджет Оренбургской области сумму в размере 553939, 18 рублей, в том числе: 459748, 08 рублей - часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока;5000 рублей - штраф за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором; 89191, 13 рублей - проценты на сумму единовременной компенсационной выплаты за неправомерное удержание подлежащей возврату в бюджет Оренбургской области части единовременной компенсационной выплаты.
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года, исковые требования Министерства здравоохранения Оренбургской области удовлетворены частично. Суд постановил:взыскать с Губайдуллиной А.Т. в пользу Министерства здравоохранения Оренбургской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 452902, 52 рублей, на основании статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неустойку в размере 15000 рублей, штраф в размере 3000 рублей. В остальной части иска отказать. Взыскать с Губайдуллиной А.Т. в бюджет МО город Оренбург госпошлину в размере 7879, 03 рублей.
В кассационной жалобе Губайдуллина А.Т. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Оренбургской области, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 31 июля 2020 года между ГАУЗ "Оренбургская районная больница" и Губайдуллиной А.Т. заключен трудовой договор N, по которому Губайдуллина А.Т. принята на работу по должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады в ГАУЗ "Оренбургская РБ" в отделение скорой медицинской помощи (пос.Пригородный) по адресу: "адрес" на неопределенный срок, но не менее пяти лет в случае получения единовременной компенсационной выплаты.
25 августа 2020 года между Министерством здравоохранения Оренбургской области как уполномоченным органом, с одной стороны и Губайдуллиной А.Т. с другой стороны, заключен договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно которому Губайдуллина А.Т. - медицинский работник, прибывшая на работу в сельский населенный пункт Оренбургской области, обязалась работать в должности врача скорой медицинской помощи выездной бригады, в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором от 31 июля 2020 года N, заключенным с медицинской организацией.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N от 25 августа 2020 года, медицинский работник обязан: а) исполнять в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренные трудовым договором трудовые обязанности на должности, включенные в программный реестр должностей; б) возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5 летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также случаев перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Предусмотренное подпунктами "б", "в" обязательство должно быть исполнено медицинским работником в течение 14 дней после прекращения трудового договора об исполнении трудовых обязанностей на должности, включенной в программный реестр должностей, путем внесения соответствующей денежной суммы на счет Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Согласно пункту 3.1 договора за неисполнение обязательств, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.1 настоящего договора, медицинский работник уплачивает штраф в размере 1% от суммы единовременной компенсационной выплаты. В случае неправомерного удержания подлежащей возврату в областной бюджет в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2.1 настоящего договора части выплаты, медицинский работник уплачивает штраф в размере 0, 1 процента от суммы такой части за каждый день просрочки исполнения обязательства (пункт 3.2 договора).
Указанный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 5.2 договора).
01 сентября 2020 года единовременная компенсационная выплата ответчику предоставлена, что подтверждается платежным поручением N, N от 01 сентября 2020 года о перечислении Министерством здравоохранения Оренбургской области денежных средств в размере 500000 рублей Губайдуллиной А.Т.
Распоряжением Министерства здравоохранения Оренбургской области N от 12 ноября 2020 года утвержден перечень мероприятий по совершенствованию оказания скорой медицинской помощи в городе Оренбурге и Оренбургском районе.
Установлено, что определенные настоящим распоряжением мероприятия не предусматривают уменьшения численности или штата работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Оренбургской области, изменение их трудовых функций, ухудшения условий труда, в том числе оплаты труда, имеющихся на дату подписания настоящего распоряжения.
В число мероприятий включено прекращение деятельности структурных подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь с 15 января 2021 года.
Приказом Минздрава Оренбургской области от 13 ноября 2020 года с 15 января 2021 года из штатного расписания отделения скорой медицинской помощи ГАУЗ "Оренбургская районная больница" выведена, в том числе, должность фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады -61, 5 ставки.
04 декабря 2020 года и.о.главного врача ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга в адрес Губайдуллиной А.Т. направлено предложение на перевод в ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга на должность фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады скорой медицинской помощи. Губайдуллина А.Т. на перевод не согласилась.
Приказом N-л/п от 12 января 2021 года трудовой договор N от 31 июля 2020 года с Губайдуллиной А.Т. расторгнут, с 18 января 2021 года она уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Разрешая спор, частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Губайдуллина А.Т. заключая договор от 25 августа 2020 года N на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500000 рублей, добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее пяти лет по основному месту работы в соответствии с заключенным трудовым договором от 31 июля 2020 года N, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить в бюджет Оренбургской области часть компенсационной выплаты. Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от исполнения обязательств по договору, представлено не было, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Губайдуллиной А.Т. части компенсационной выплаты, рассчитанной с момента прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду в размере 452902, 52 рубля. При этом расчет отработанного времени исчислен с момента заключения трудового договора с ГАУЗ "Оренбургская районная больница" от 31 июля 2020 года N до даты увольнения 18 января 2021 года, и о привлечении Губайдуллиной А.Т. к ответственности в виде уплаты штрафа в соответствии с положениями пункта 3.1 договора.
Добровольно обязанность по возвращению части единовременной компенсационной выплаты Губайдуллиной А.Т. в установленный договором срок не исполнена, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика процентов согласно пункту 3.2 договора. При этом, руководствуясь положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, районный суд снизил размер начисленной неустойки и штрафных санкций ввиду их несоразмерности нарушенным обязательствам.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. При этом суд указал, что с 2011 года по 2017 год предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам осуществлялось на основании части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" и принятых в разработку данной нормы правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ были предусмотрены конкретные случаи, при которых у медицинского работника не возникает обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 2018 года правовое основание для выплаты единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам государственной системы здравоохранения изменилось - выплата предоставлялась в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.человек.
Указанными правилами были установлены конкретные случаи, при которых у медицинского работника не возникает обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, а именно по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 и пунктами 5 - 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
На момент заключения с Губайдуллиной А.Т. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты N от 25 августа 2020 года, Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" в части регулирования предоставления единовременных компенсационных выплат и случаев, при которых у медицинского работника не возникает обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, указанных в подпункте "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51, не действовал, поскольку с 2018 года действовал иной порядок финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции согласился с выводами, их правовым обоснованием, приведенными судом первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции и отмечает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов здравоохранения", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.человек (действовавших на момент заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты N 30 от 29 ноября 2019 года).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс.человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 и пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 было принято постановление Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2018 года N 102-п "О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников", которым утвержден порядок предоставления единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, который определяет правила предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим либо переехавшим на работу в сельские населенные пункты либо города Оренбургской области с населением до 50 тысяч человек (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2020 года N 4, действовавшего на момент спорных отношений на дату заключения договора от 25 августа 2020 года).
Согласно пункту 3 Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется врачам в размере 1 млн. рублей, фельдшерам в размере 500 тысяч рублей.
Согласно пункту 4 Порядка предоставление единовременной компенсационной выплаты осуществляется однократно Министерством здравоохранения Оренбургской области в соответствии с договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключаемым с медицинским работником в соответствии с настоящим Порядком.
Поскольку Губайдуллина А.Т. в связи с трудоустройством по медицинской специальности в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности Оренбургской области, 25 августа 2020 года подписала договор на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", в добровольном порядке приняла обязательства, установленные как пунктом 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты.., так и установленные пунктом 2 Договора по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, в связи с чем выводы судов о взыскании части компенсационной выплаты пропорционально отработанному периоду являются обоснованными.
Выводы судов сомнений в их законности не вызывают, поскольку приняты в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной судами по правилам статей 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что прекращение трудового договора до истечения пятилетнего срока, по основаниям, предусмотренным, в том числе пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации исключают возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты, со ссылкой на подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 годаN 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", являлись предметом рассмотрения и тщательной проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с действующим законодательством, которая нашла свое отражение в состоявшемся апелляционном определении, правовых оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Несогласие заявителя с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Доводы жалобы ответчика о том, что судом дана неверная оценка представленным суду доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судами судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения судов.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Губайдуллиной А.Т.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Губайдуллиной А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.С.Уланова
Н.А.Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.