Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ершовского района Саратовской области к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Головко Т.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
заместитель прокурора Ершовского района Саратовской области обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) по непринятию мер по предоставлению помещений для работы на обслуживаемых административных участках сотрудников ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области и незаключению договоров безвозмездного пользования такими помещениями, обязать Администрацию предоставить для работы участковых уполномоченных ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области помещения, соответствующее требованиям Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденном приказом МВД России от 29 марта 2019 года N (далее также Инструкция), и заключить договоры безвозмездного пользования помещениями.
В обоснование административного иска указал, что территория обслуживания ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области разделена на 4 административные зоны, состоящие из 17 административных участков. В настоящее время необходимы помещения для размещения участковых пунктов полиции на территории г. Ершова по административным участкам N, N, N, однако Администрация не предоставляет помещения, соответствующие установленным требованиям.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 17 сентября 2021 года административный иск удовлетворен частично: на Администрацию возложена обязанность предоставить помещение соответствующее требованиям Инструкции для работы участковых уполномоченных ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области с учетом положений пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и заключить договоры безвозмездного пользования помещениями, по административным участкам N. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 декабря 2021 года названное решение отменено в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации по непринятию мер по предоставлению помещений для работы на обслуживаемых административных участках сотрудников ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области, в указанной части принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 марта 2022 года, Администрация просит отменить апелляционное определение полностью, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает, что на орган местного самоуправления необоснованно возложены обязанности по материально-техническому оснащению помещений, которое должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В письменных возражениях и.о. прокурора Ершовского района, представитель ГУ МВД России по Саратовской области просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.
В соответствии с частью 7 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно пункту 21 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной Приказом МВД России от 29 марта 2019 года N, свою деятельность при несении службы участковый уполномоченный полиции осуществляет на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке - участковом пункте полиции.
Требования к помещению, предоставляемому для работы участковому уполномоченному полиции, определены в Приложении N 3 к Инструкции, в соответствии с которым участковый пункт полиции должен располагаться в отдельно стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах - иметь отдельный вход, данное помещение должно быть электрифицировано, оборудовано системами обогрева, вентиляцией, водоснабжением (санузел, рукомойник) и канализацией, соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, приказом начальника ОМВД России по Ершовскому району от 23 ноября 2020 года N 330 "О закреплении административных участков за участковыми уполномоченными полиции ОУУП и ПНД ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области" территория обслуживания ОМВД России по Ершовскому району разделена на 4 административных зоны, состоящих из 17 административных участков.
Помещениями для размещения участковых пунктов полиции на территории г. Ершова не обеспечены административные участки N в границах г. Ершова.
Начальником ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области в адрес главы Администрации направлено обращение от 15 декабря 2020 года о предоставлении служебных помещений для приема граждан в южной, западной и северной части г. Ершова, которые будут использоваться в качестве участковых пунктов полиции для приема граждан по договору на безвозмездной основе.
В ответ на обращение 25 декабря 2020 года Администрация предложила рассмотреть помещения по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес" и 4 февраля 2021 года направила проекты договоров безвозмездного пользования данными помещениями.
Указанные нежилые помещения не были согласованы ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области по причине несоответствия требованиям Инструкции.
В последующем, 15 марта 2021 года и 14 сентября 2021 года, комиссией, состоящей из представителей Администрации и ГУ МВД России по Саратовской области, обследованы предлагаемые нежилые помещения по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес". Согласно акту обследования данные помещения не могут быть использованы в настоящее время под размещение участковых пунктов полиции, в частности, по причине отсутствия отдельного входа к предлагаемым помещениям, необходимости капитального и текущего ремонта.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск частично, районный суд указал на отсутствие оснований для признания бездействия со стороны Администрации по предоставлению нежилых помещений для размещения участковых пунктов полиции. При этом судом отмечено, что необходимость проведения капитального и текущего ремонта предложенных нежилых помещений не свидетельствует о бездействии Администрации.
Отменяя решение районного суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Администрации по непринятию мер к предоставлению помещений для работы на обслуживаемых административных участках сотрудников ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области и удовлетворяя данное требование, суд апелляционной инстанции указал на неисполнение названной обязанности, возложенной на орган местного самоуправления, что свидетельствует о бездействии со стороны Администрации.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с решением районного суда в остальной части.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы о незаконном характере оспариваемого бездействия и обязании предоставить для работы участковым уполномоченным помещения, соответствующие требованиям Инструкции.
Учитывая, что обязанность по предоставлению участковому уполномоченному полиции помещения для работы на обслуживаемом административном участке, отвечающего установленным требованиям, возложена законом на органы местного самоуправления, однако Администрацией данная обязанность не исполнена, вывод о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора является правильным.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на орган местного самоуправления обязанности по материально-техническому оснащению помещений, которое должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Действительно, оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в силу части 7 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Вместе с тем, в данном случае предоставленные помещения не соответствовали иным требованиям, не связанным оборудованием и технической эксплуатацией помещений, в частности, последние не имели отдельного входа, в связи с чем не были пригодны к использованию для размещения участковых пунктов полиции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено; предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.