Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Попова В.В. и Шостак Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об утверждении схемы расположения земельного участка, признании права собственности на земельный участок
по кассационной жалобе администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Попова В.В, судебная коллегия
установила:
ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились с иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее - Администрация) об утверждении схемы расположения земельного участка, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указали, что они как многодетная семья, имеющая право на получение земельного участка в собственность бесплатно, самостоятельно выбрали и сформировали земельный участок, после чего подали заявление в Администрацию о предварительном согласовании. Однако Администрацией было принято решение об отказе в предоставлении услуги, поскольку, в том числе испрашиваемый земельный участок расположен по границе с землями лесного фонда, не соблюдены требования противопожарных расстояний, которые составляют от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничестве (лесопарках) не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. Кроме того, земельный участок расположен в единой зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности: индекс Р-14, участок 14.6, "адрес".
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 февраля 2022 г, исковые требования были удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить как незаконные, принять новый судебный акт.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, возражениях на нее, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судебными инстанциями допущены не были.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО4 и ФИО3 состоят в браке. От брака имеют детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
2 сентября 2020 г. им было выдано удостоверение многодетной семьи N сроком действия до 10 июня 2021 г.
Многодетная семья была поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность под номером 787, с учета не снята.
Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 24 сентября 2014 г. N 52/6-МЗ был утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (действовавший на момент рассмотрения спора, утративший силу Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 9 декабря 2021 г.). Пунктом 5.7.5 Порядка предусмотрено, что в случае несогласия с предложением(ями) администрации Сергиево-Посадского муниципального района о предоставлении предлагаемого земельного участка, сформированного за счет средств бюджета Сергиево-Посадского муниципального района, многодетная семья имеет право самостоятельно сформировать земельный участок, не предусмотренный перечнем, по собственному желанию, за счет иных не запрещенных законодательством РФ источников.
В связи с несогласием с предложением администрации Сергиево- Посадского муниципального района Московской области о предоставлении определенного земельного участка, сформированного за счет средств бюджета Сергиево-Посадского муниципального района, спорный земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: "адрес", находящийся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, сформирован многодетной семьей ФИО12 самостоятельно.
16 февраля 2021 г. ФИО3 обратилась в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.
Решением Администрации от 16 февраля 2021 г. ФИО3 было отказано в предоставлении указанной государственной услуги по следующим основаниям: формирование границ участка не соответствует фактическому ограничению (существующему забору) интересующей территории, тем самым, нарушая права смежного участка, испрашиваемый участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования участка в соответствии с целями использования такого участка, указанными в заявлении о предоставлении участка; нахождение участка в границах зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством РФ, Московской области (информация о вхождении/не вхождении участка в зону содержится в заключении Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области) испрашиваемый участок расположен по границе с землями лесного фонда, не соблюдены противопожарные расстояния.
Согласно заключению кадастрового инженера от 11 апреля 2021 г. в процессе выполнения кадастровых работ границы образуемого земельного участка отвечают требованиям к образуемым и измененным земельным участкам, а том числе требованиям, предусмотренным статьей 11.9 ЗК РФ. Конфигурация и площадь земельного участка определены по максимально возможному благоприятному его использованию с целью осуществления на нем индивидуального жилищного строительства. Образуемый участок фактически расположен в функциональной зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, не имеет пересечений с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не расположен в зонах с особыми условиями использования территорий, не пересекает и не формируется по границе земельного участка лесного фонда, сведения о границах которого содержатся в ЕГРН с кадастровым номером N, при этом границы земель лесного фонда совпадают с границами зоны с особыми условиями использования территории, сведения о которой содержатся в ЕГРН. Образуемый участок не ограничен в обороте. Кроме того, фактическое расстояние от точки н2 до границы леса составляет 14, 79 м, а от точки н3 до границы леса - 47, 54 м, что позволяет безопасно разместить и эксплуатировать без угрозы жизни и здоровью граждан планируемый на данном земельном участке объект индивидуального жилищного строительства.
Судом первой инстанции была назначена судебная землеустроительная экспертиза, порученная ООО "РБКИ Гео Плюс". Согласно заключению эксперта N 641 от 22 июня 2021 г. испрашиваемый участок на местности не огорожен, границы условные. Объекты недвижимости в границах формируемого участка не обнаружены. Расстояние до ближайшего строения от границ формируемого участка составляет 15 м. Владельцем участка с кадастровым номером N зафасадным забором запользованы муниципальные земли площадью 250 кв.м, из них площадью 18 кв.м. расположены в границах испрашиваемого участка, при этом местоположение фасадного забора участка с кадастровым номером N соответствует сведениям ЕГРН. Использование земельного участка по назначению, с учетом необходимости возведения на нем объекта недвижимости без нарушения противопожарных расстояний, возможно.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, взяв за основу заключение эксперта, оцененное по правилам статьи 67 ГПК РФ, которое не оспаривалось, исходил из того, что эксперт в судебном заседании заключение поддержал и пояснил, что проезд к испрашиваемому участку имеется; испрашиваемый участок площадью 1500 кв.м. пересечений с другими земельными участками не имеет, расстояние до ближайшего строения от границ участка составляет 15 м, участок расположен в границах населенного пункта - "адрес", имеется возможность при проектировании дома учесть нормы противопожарных расстояний; требования об обязании ответчика утвердить схему расположения земельного участка подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает выводы выводов судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В силу пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно статье 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 г. N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, и отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления о постановке на учет: члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области; члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0, 06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области; члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0, 06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона; члены многодетной семьи не стоят на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом в органе местного самоуправления другого городского округа Московской области.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
В целом доводы жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах. Выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, которым дана оценка в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 22 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.