Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 28 апреля 2022 года гражданское дело по иску Командиной Н.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Командиной Н.В. на решение Железногорского городского суда Курской области от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 18 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Командина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Железногорского городского суда Курской области от 6 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 18 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Командина Н.В. просит решение Железногорского городского суда Курской области от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 18 января 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, являющийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
На основании пункта 1.2. части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Согласно абзацу 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьей 35 этого же закона, или Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение или в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N12441 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
Положениями статей 32-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Командина Н.В. 5 мая 1972 года рождения, является матерью троих детей, с 26 апреля 1986 года и по настоящее время проживает по адресу: Курская область, Железногорский район, слобода Михайловка, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074 отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с обращением Командиной Н.В. в пенсионный орган на личном приеме относительно принятия заявления и документов для назначения ей страховой пенсии по старости, как матери родившей трех детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в принятии документов было отказано на основании пункта 19 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н, в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии в 49 лет, поскольку такое право у истца появится не ранее чем в 52 года.
В тот же день Командина Н.В. обратилась в пенсионный орган с письменным заявлением о разъяснении прав, оснований невозможности назначения пенсии по достижении возраста 49 лет, в котором просила учесть при назначении пенсии проживание в чернобыльской зоне (52 года) и снижение возраста выхода на пенсию, как матери, родившей троих детей.
В ответе на заявление пенсионный орган разъяснил возможность Командиной Н.В. назначения пенсии по старости в соответствии со статьями 28.1, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по нормам либо Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в 52 года.
Право на пенсию по старости как женщине, родившей троих детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с частью 1.2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возникает у истца в возрасте 54-х лет, что не является наиболее выгодным вариантом пенсионного обеспечения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что по выбору истца может быть установлена пенсия по старости в соответствии со статьями 28.1, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по нормам либо Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" или по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в 52 года при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Право на пенсию по старости как женщине, родившей троих детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет (с учетом действия до 2024 года переходных положений) и наличии общего количества индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30 (с учетом переходных положений), в соответствии с частью 1.2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возникает у истца в возрасте 54-х лет.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что право на установление страховой пенсии по старости по наиболее выгодному для истца варианту расчета пенсии на основании статей 28.1, 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возникает у истца не ранее 5 мая 2024 года, то есть по достижении возраста 52 лет.
Оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу с 5 мая 2021 года по достижении возраста 49 лет, как женщине, родившей троих детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с частью 1.2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьи 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не имеется.
В связи с отсутствием оснований для досрочного назначения пенсии по старости, суд, с учетом положений статей 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункта 19 Правил обращения за страховой пенсией, согласно которым заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста, возникновения права у истца на установление пенсии не ранее 5 мая 2024 года, правомерно указал на отсутствие у ответчика оснований для принятия заявления Командиной Н.В. о назначении пенсии 1 февраля 2021 года, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истца.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железногорского городского суда Курской области от 6 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Командиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.