Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 сентября 2021 года по административному делу N 2а-1516/2021 по административному исковому заявлению прокурора Тюменского района в защиту прав, свобод и законных интересов Кучашева Халиля Халеевича об оспаривании решения органа местного самоуправления в части установления срока отселения.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее - администрация) от 18 октября 2019 г. N 227 на основании заключения межведомственной комиссии от 15.10.2019 N 2 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации от 28 декабря 2019 года в указанное распоряжение внесены изменения - указано, что данный многоквартирный дом подлежит расселению не позднее 01 января 2029 г.
Прокурор Тюменского района обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов Кучашева Х.Х. об оспаривании распоряжения администрации N 227 (с изменения внесенными распоряжением от 28 декабря 2019 г.) в части установления срока расселения многоквартирного жилого дома.
Ссылался на то, что указанный многоквартирный дом является аварийным и непригоден для проживания граждан по признаку опасности для жизни и здоровья людей.
Согласно экспертному заключению от 06.09.2019 N 26 000 РЦСИ "Артель" физический износ здания составляет 70%, техническое состояние объекта "аварийное".
Безаварийная эксплуатация здания жилого дома невозможна, так как выявленные дефекты могут привести к обрушению конструкций вследствие потери несущей способности. Ввиду возможного обрушения конструкций возникает угроза жизни и здоровья граждан.
Указывал, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Тюменской области осуществляется в рамках региональной программы, утвержденной распоряжением правительства Тюменской области от 21.03.2019 N 276-рп.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в Региональную программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 до 01.01.2017.
Полагал, что срок - до 01.01.2029 для расселения жильцов и сноса дома является чрезвычайно длительным.
Учитывая аварийное состояние практически всех конструктивных элементов данного дома, за этот период могут произойти необратимые последствия для граждан.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 20 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение, которым требования прокурора удовлетворены, оспариваемое распоряжение в части установления срока расселения признано незаконным. На администрацию возложена обязанность установить срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", не позднее 31 декабря 2023 года.
В кассационных жалобах и дополнениях к жалобе, административный ответчик и администрация Тюменского муниципального района ставят вопрос об отмене судебного акта апелляционной инстанции и оставлении в силе судебного акта суда первой инстанции.
В своем отзыве администрация Тюменского муниципального района выражает согласие с кассационной жалобой администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что такого рода нарушения норм права судом апелляционной инстанции допущено не было.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, такое решение органа местного самоуправления не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, равно как срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, а должно иметь своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ) и быть направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Согласно правовой позиции изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Таким образом, в случае если жилое помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Граждане вправе обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, а также действия (бездействия) указанного органа по принятию соответствующих решений.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования прокурора, проанализировал вышеприведенные положения нормативных правовых актов, Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Региональной программы, учел техническое состояние многоквартирного дома, поэтому пришел к правильному выводу о незаконности распоряжения администрации от 18 октября 2019 г. N 227 в оспариваемой части.
Судебная коллегия соглашается с водами суда апелляционной инстанции о том, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного оспариваемым распоряжением срока отселения.
Доводы жалоб о том, что 17 марта 2022 г. с Кучашевым Х.Х. был заключен договор приватизации на иное жилое помещение, ранее предоставленное ему по договору социального найма от 15 ноября 2021 г. на правильность указанных выводов не влияет.
Суд апелляционной инстанции правильно определилвсе имеющие значение для настоящего дела обстоятельства с изложением в обжалуемом акте объективных результатов их проверки, дал им правильную оценку.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции по исследованным обстоятельствам и не свидетельствуют о незаконности апелляционного определения.
Предусмотренных частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Ембаевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 25 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.