Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1816/2021 по иску Ухтерова Ефима Андреевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 71 Федерального медико-биологического агентства" о взыскании специальных социальных выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Ухтерова Ефима Андреевича на решение Озерского городского суда Челябинской области от 06 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав Ухтерова Е.А. и его представителя Гумбурга А.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Лапшину Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ухтеров Е.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 71 Федерального медико-биологического агентства" (далее по тексту - Клиническая больница N 71) о взыскании специальных социальных выплат за период с декабря 2020 года по апрель 2021 года в сумме 53 387, 20 руб, компенсации морального вреда 25 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 01 сентября 2020 года по 07 апреля 2021 года на основании трудового договора N 538 от 01 сентября 2020 года работал в Клинической больнице N 71 в отделении скорой медицинской помощи в должности врача скорой медицинской помощи. В период с декабря 2020 года по апрель 2021 года им выполнялись выезды в бригаде скорой медицинской помощи к больным с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее по тексту - ОРВИ) и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, в связи с чем он имел право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с пунктом 1.3 приложения N2 к приказу Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19". Ответчиком не произведена полная выплата за все нормативные смены с декабря 2020 года по апрель 2021 года.
Определением Озерского городского суда Челябинской области от 05 августа 2021 года к участию по делу привлечено Государственной учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд социального страхования).
Решением Озерского городского суда Челябинской области от 06 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Ухтерову Е.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда лот 20 января 2022 года решение Озерского городского суда Челябинской области от 06 октября 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда. С Клинической больницы N 71 в пользу Ухтерова Е.А. взыскана компенсация морального вреда в сумме 5 000 руб. В остальном части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ухтеров Е.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, в части отказа во взыскании специальной социальной выплаты при выезде к больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией.
От представителя Клинической больницы N71 поступили возражения на кассационную жалобу, в которой просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика Клиническая больница N71 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истца и его представителя, представителя третьего лица, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ухтеров Е.А. работал в Клинической больнице N71 в должности врача скорой медицинской помощи в отделении скорой медицинской помощи с 01 сентября 2020 года по 07 апреля 2021 года.
В отношении Ухтерова Е.А. работодателем в период с декабря 2020 года по март 2021 года в Фонд социального страхования передавались в электронной форме реестры сведений для назначения специальной социальной выплаты по должности врача скорой медицинской помощи, категории - врач, оказывающий скорую медицинскую помощь, выездной бригады скорой медицинской помощи на сумму 95 717, 70 руб, оплата которых произведена в полном объеме.
После получения искового заявления, Клиническая больница N71 произвела подачу дополнительных сведений в Фонд социального страхования для назначения специальной социальной выплаты за работу с больными с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции COVID-19 по должности врача скорой медицинской помощи, категории - врач, оказывающий скорую медицинскую помощь, выездной бригады скорой медицинской помощи за ноябрь 2020 года и февраль 2021 года, доплата которых составила в сумме 4 738, 50 руб.
Ответчиком переданы в Фонд социального страхования реестры для назначения специальной социальной выплаты в отношении Ухтерова Е.А. по оплате нормативных смен: в ноябре 2020 года в количестве 13, 5; в декабре 2020 года - 12, 2; в январе 2021 года - 5, 1; в феврале 2021 года - 1.
Сведения о нормативных сменах за ноябрь 2020 года в количестве 1, 4; за декабрь 2020 года - 3, 2; за январь 2021 года - 3, 1; за февраль 2021 года - 3, 1; за март 2021 года - 4, 6; ответчиком в Фонд социального страхования в отношении Ухтерова Е.А. не передавались, оплата по ним не производилась.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (в редакции на период спорных отношений), Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 894н, пункта 1.3 Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, исходил из того, что специальная социальная выплата, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762, производится врачам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи для пациентов с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19; такие бригады в Клинической больнице N71 не создавались; истец в период с 01 сентября 2020 года по 07 апреля 2021 года являлся врачом скорой медицинской помощи в отделении скорой медицинской помощи, которая осуществляет выезды к пациентам не только с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, но и с диагнозом ОРВИ и внебольничной пневмонией; за смены, в которые истец имел контакт с пациентами с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, ему производилось начисление и оплата специальной социальной выплаты в соответствии реестрами сведений, переданных в Фонд социального страхования, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами об отсутствии оснований для начисления истцу специальной социальной выплаты за нормативные смены, в которых отсутствовали пациенты, с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, не согласившись с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Принимая по делу новое решение в этой части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходил из того, что ответчик несвоевременно направил в Фонд социального страхования реестры сведений об оплате Ухтерову Е.А. всех нормативных смен за ноябрь 2020 года и февраль 2021 года, что повлекло задержку их выплаты истцу и нарушило его право на своевременную оплату труда, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб, суд апелляционной инстанции исходил из характера причиненных работнику нравственных страданий, а также степени вины работодателя.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (в редакции на период спорных отношений) установлено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад
скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Из подпункта 1.3 пункта 1 приложения N2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" следует, что руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее - медицинские организации, оказывающие скорую помощь) поручено определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Пунктом 4 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года N 894н установлено, что специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления N1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.
Таким образом, специальные социальные выплаты по подпункту "а" пункта 2 постановления N 1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи.
Судами верно установлено, что ответчиком не создавались специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи, указанные в подпункте 1.3 пункта 1 приложения N2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н. Все выезды бригады скорой медицинской помощи с участием истца имели место по причине нуждаемости граждан в медицинской помощи, но не являлись специализированными бригадами, оказывающими медицинскую помощь исключительно гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция СOVID-19.
Из пункта 2 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 (далее по тексту - Правила) следует, что специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации работникам, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17 февраля 2021 года N 3 Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, из изложенных норм следует, что начисление и оплата специальной социальной выплаты производится медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Изучение материалов дела показывает, что суды пришли к верному выводу о том, что Клинической больницей N71 Ухтерову Е.А. были выплачены в полном объеме специализированные социальные выплаты за нормативные смены, где у пациентов истца был подтвержден диагноз новой коронавирусной инфекции (COVID-19); за нормативные смены, в которых у пациентов не было диагностировано и проведено лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оплата специальной социальной выплаты не осуществлена.
Доводы кассационной жалобы истца о необходимости оплаты специальной социальной выплаты за нормативные смены, в которых у пациентов не была диагностирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19), основаны на неверном толковании норм законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой и апелляционной инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и не опровергаются доводами кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Озерского городского суда Челябинской области от 06 октября 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ухтерова Ефима Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.