Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Сапрыкиной Н.И, Коренева А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-769/2021 по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о понуждении к совершению действий, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, пояснения прокурора Седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировградский городской суд Свердловской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний по Свердловской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указано, что при проведении целевой проверки выполнения в ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области требований законодательства о пожарной безопасности установлено, что в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области, не в полной мере созданы условия, отвечающие требованиям пожарной безопасности. В нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, замки запасных выходов ПФРСИ не открываются автоматически при срабатывании системы противопожарной защиты или дистанционно сотрудником колонии. ПФРСИ ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области является помещением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, в связи с чем невыполнение требований законодательства о пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье пребывающих на указанных объектах. В соответствии с Уставом, ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России. Источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в установленном законодательством порядке.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 26 января 2022 года исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены в отношении ФКУ Кировградская ВК, ФСИН России, в удовлетворении требований к ГУФСИН России по Свердловской области - отказано.
В кассационной жалобе представитель ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России и ГУ ФСИН России по Свердловской области просит об отмене указанных судебных постановлений по мотивам нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Указывает, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Свердловской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, пунктов 2, 4 статьи 13 Закона Российской Федерации N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", принимая во внимание пункт 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, от 16 сентября 2020 года N 1479, установив, что факт нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и помещениях ФКУ "Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области", выявленных входе проверок, которые не были устранены, нашел своей подтверждение, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, возложив на ФКУ "ВК ГУФСИН по Свердловской области" обязанность по устранению выявленных нарушений в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судом так же отмечено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет ФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований к ГУФСИН России по Свердловской области, судом отказано, поскольку указанный ответчик главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ Кировградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области ГУФСИН России по Свердловской области не является и полномочиями собственника в отношении имущества учреждения не обладает.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, подлежит отклонению.
При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Требования, предъявляемые к соблюдению Правил противопожарного режима в Российской Федерации, определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности и не определяется усмотрением исправительного учреждения. Поэтому понуждение устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность госоргана.
Доводы ответчиков о том, что возложенная обязанность устранить нарушения не подпадает под субсидиарную ответственность, тогда как прокурором заявлены требования о субсидиарной ответственности ответчиков, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно им отклонены.
Доводов к отмене состоявшихся судебных актов кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения судебными инстанциями норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировградского городского суда Свердловской области от 20 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Кировградская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.