Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Малоедовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Леонида Михайловича к администрации Варгашинского района Курганской области о признании незаконным решения об отказе и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Петрова Леонида Михайловича на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 14 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 3 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петров Л.М. обратился с иском к администрации Варгашинского района Курганской области о признании незаконным решения об отказе и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с сентября 1991 г. по май 2000 г. он находился в Пионерской специальной (коррекционной) школе-интернате, после окончания которой стал проживать со своей бабушкой - "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты". В 2011 г. бабушка умерла. В мае 2021 г. он обратился с письменным заявлением в администрацию Варгашинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Во включении в указанный список, истцу было отказано, поскольку за ним было закреплено жилое помещение по адресу: "данные изъяты" и в связи с достижением 23 лет. С данным решением он не согласен. Указал, что о закрепленном за ним жилым помещением узнал только после смерти бабушки, при этом данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Считает, что право на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот он не утратил, поскольку сам факт наличия такого статуса является достаточным и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не требуется. В настоящее время у него нет собственного жилья, финансовая возможность для приобретения жилья отсутствует.
Просил признать отказ администрации Варгашинского района о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, незаконным и включить его в указанный список.
Решением Варгашинского районного суда Курганской области от 14 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 3 февраля 2022 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Петров Л.М. просит судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Петров Леонид Михайлович, "данные изъяты" 1982 г. рождения был направлен в "данные изъяты" детский дом, так как родители "данные изъяты" решениями суда в 1985 г. и в 1995 г. соответственно были лишены родительских прав в отношении него. 1 июня 1989 г. Петров Л.М. переведен в "данные изъяты" школу-интернат; 5 февраля 1991 г. определен в "данные изъяты" школу-интернат "данные изъяты" Курганской области.
"данные изъяты" школа-интернат просила оказать помощь в закреплении жилья за Петровым Л.М, а в случае невозможности закрепления жилья поставить его на льготную очередь. За Петровым Л.М. в с. Яблочное было закреплено жилье - квартира площадью 16 кв.м в старом здании сельсовета, где проживает его бабушка. После окончания школы-интерната истец вернулся для проживания в закрепленное за ним помещение.
В 2000 г. администрацией Уральского сельсовета жилому дому, где проживали "данные изъяты" и ее внук Петров Л.М, присвоен адрес: "данные изъяты"
Петров Л.М. с января 2001 г. по декабрь 2020 г. был зарегистрирован по адресу: "данные изъяты", проживал по указанному адресу с 2002 г. по 2006 г.
Впоследствии его бабушка - "данные изъяты" получила сертификат как вдова ветерана и купила квартиру в "данные изъяты".
После ее смерти в 2011 г. Петров Л.М. вступил в наследство на данную квартиру, затем продал ее. Петрову Л.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19 января 2012 г. принадлежало жилое помещение площадью 39, 7 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", право собственности на которое прекращено 15 мая 2012 г.
С 2015 г. по 2021 г. Петров Л.М. проживал по адресу: "данные изъяты" (дом его отца, не оформлен), в права наследования не вступал.
13 января 2021 г. жилое помещение по адресу: ул. Андреева, д. 29 признано непригодным для проживания по заключению комиссии, так как с 2011 г. в доме никто не проживал, Петров Л.М. разобрал в нем полы, потолок, печи. Заявления от Петрова Л.М. о нуждаемости в жилом помещении в администрацию сельсовета не поступали.
В мае 2021 г. Петров Л.М. (в возрасте 39 лет) обратился с заявлением в администрацию Варгашинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Петрову Л.М. отказано во включении в указанный список в связи с тем, что за Петровым Л.М. было закреплено жилое помещение, и достижением возраста 23 лет.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 2 ст. 37, п. 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г..N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г..N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", Порядка предоставления жилых помещений указанной категории граждан, местом жительства которых является Курганская область, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г..N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет", Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г..N 397, Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, исходил из того, что предоставление жилого помещения указанной категории лиц носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения в список (принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) до достижения возраста 23 лет.
С вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы истца о том, что сам факт наличия соответствующего статуса лица, относящегося к числу детей-сирот является достаточным основанием для удовлетворения требований истца, поскольку в установленном порядке жилым помещением он не обеспечивался, а закрепленное помещение не соответствует требованиям пригодности, не могут являться основанием для отмены судебных актов.
По смыслу и содержанию Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Распространение дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных Законом, возможно для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет и с соблюдением лицами указанной категории заявительного характера обращения.
При этом после достижения ими возраста 23 лет включение их в Список возможно при установлении уважительных причин, по которым такие лица своевременно не были поставлены на такой учет.
Исходя из изложенного, оценка правового положения истца Петрова Л.М. должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым истец своевременно (до достижения 23 лет) не встал и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также наличия обстоятельств, препятствовавших в его постановке на такой учет.
Такие обстоятельства судами в рамках настоящего дела выяснялись и по результатам их оценки суды пришли к выводу об отсутствии у Петрова Л.М. уважительных причин, по которым до достижения им возраста 23 лет имеющееся у него право на предоставление жилого помещения не было реализовано.
Кроме того, судом установлено, что Петров Л.М. в добровольном порядке отказался от проживания в закрепленном за ним жилом помещении, не поддерживал надлежащее состояние жилого помещения, не обеспечивал его сохранность, добровольно снялся с регистрационного учета и сменил место жительства.
При таком положении, поскольку правовых оснований, позволяющих признать Петрова Л.М. лицом, которому в силу закона должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, судом не установлено, постановление органа местного самоуправления об отказе во включении истца в соответствующий список соответствует действующему законодательству.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 14 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Петрова Леонида Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.