Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2461/2021 по иску Терентьевой Эльвиры Вячеславовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Терентьева Э.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в г. Магнитогорске) о включении в страховой стаж периодов с 01 сентября 1980 года по 27 апреля 1985 года - обучение в Магнитогорском педагогическом институте, с 13 марта 1992 года по 08 ноября 1993 года - работа в качестве психолога в средней школе N 20, с 09 ноября 1993 года по 31 августа 2020 года - работа в качестве психолога в городской гимназии в Республике Казахстан, назначении ей страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Терентьева Э.В. сослалась на то, что 18 февраля 2021 года она обратилась в УПФ в г. Магнитогорске с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представив необходимые документы. Решением пенсионного органа от 09 сентября 2021 года ей было отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа не менее 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 13, 8. Полагает отказ незаконным и необоснованным, поскольку у нее имеются условия, необходимые для установлений ей страховой пенсии по старости, наличие которых было подтверждено представленными в пенсионный фонд документами.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Магнитогорска произведена замена ответчика УПФ в г. Магнитогорске на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФ по Челябинской области).
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 февраля 2022 года, на ОПФ по Челябинской области возложена обязанность включить в страховой (общий трудовой) стаж Терентьевой Э.В. периоды работы с 13 марта 1992 года по 08 ноября 1993 года и с 09 ноября 1993 года по 31 августа 2020 года, назначить Терентьевой Э.В. страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 18 февраля 2021 года, в удовлетворении остальной части иска отказано; с ОПФ по Челябинской области в пользу Терентьевой Э.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе представитель ОПФ по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 18 февраля 2021 года Терентьева Э.В, "данные изъяты" года рождения, имея вид на жительство в Российской Федерации, обратилась в УПФ в г. Магнитогорске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
27 апреля 2021 года Терентьевой Э.В. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Решением УПФ в г. Магнитогорске от 09 сентября 2021 года Терентьевой Э.В. отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа - 9 лет (продолжительность страхового стажа заявителя определена в 8 лет 6 месяцев 26 дней) и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже - 13, 8 (величина индивидуального пенсионного коэффициента заявителя определена равной 10, 618).
При определении продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента пенсионным органом не были учтены периоды: обучения в Магнитогорском педагогическом институте с 01 сентября 1980 года по 27 апреля 1985 года; работы на территории Республики Казахстан в качестве психолога в средней школе N 20 с 13 марта 1992 года по 08 ноября 1993 года; работы в качестве психолога в городской гимназии с 09 ноября 1993 года по 31 августа 2020 года.
Согласно трудовой книжке Терентьевой Э.В, она 17 августа 1983 года назначена учителем начальный классов в среднюю школу N 20 Металлургического района г. Темиртау, 01 сентября 1992 года переведена на должность педагога-психолога, 08 ноября 1993 года уволена переводом в городскую гимназию, 08 ноября 1993 года принята на должность психолога в городскую гимназию, 01 января 1994 года переведена на должность педагога-психолога, 31 августа 2020 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон.
Факт работы в указанные периоды подтверждается архивной справкой о работе 07 августа 2020 года N 111, выданной КГУ "Школа-лицей N20" г. Тимертау Республики Казахстан, справкой о работе от 26 июля 2021 года N 106, выданной КГУ "Гимназия N1" Республики Казахстан.
Факт уплаты страховых взносов за периоды работы, начиная с января 2002 года, подтверждается представленными ответом НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" от 01 апреля 2021 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, исходил из того, что трудовая деятельность истца на территории Республики Казахстан подтверждается записями в трудовой книжке, факт уплаты страховых взносов документально подтвержден, в связи с чем пришел к выводу о включении в страховой стаж истца периодов работы Терентьевой Э.В. с 13 марта 1992 года по 08 ноября 1993 года и с 09 ноября 1993 года по 31 августа 2020 года.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж истца периода обучения в Магнитогорском педагогическом институте с 01 сентября 1980 года по 27 апреля 1985 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", исходил из того, что периоду обучения истца не предшествовала педагогическая деятельность.
Установив, что Терентьева Э.В. на день обращения с заявлением о назначении пенсии достигла требуемого возраста, ее стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом спорных периодов работы являются достаточными для назначения стразовой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части назначения пенсии.
Суд апелляционной инстанции с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы представителя ОПФ по Челябинской области о том, что в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенным в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, стаж работы после 13 марта 1992 года подтверждается только по формуляру компетентного органа государства - члена, тогда как справки о работе истца от 07 августа 2020 года, выданная КГУ "Школой - лицей N20" г. Тимертау Республики Казахстан, от 26 июля 2021 года, выданная КГУ "Гимназия N1" Республики Казахстан, об уплате взносов от 01 апреля 2021 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку период работы Терентьевой Э.В. после 13 марта 1992 года не подтвержден формуляром компетентного органа Республика Казахстан, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года...
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" путем подписания договора.
В силу статьи 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсий.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Статьей 11 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу действующего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии - документами, в пунктах 11 - 17 названных Правил. В частности документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовых книжках работников должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Пенсионный фонд вправе и обязан провести проверку представленных документов и оценить наличие у гражданина права на назначение страховой пенсии, определить ее размер.
Аналогичные положения содержались в пункте 6 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Согласно пункту 5 рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 годаN 203-16). При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судебные акты соответствуют приведенному правовому регулированию спорных отношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.