Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-9343/2021 по иску Абдулхалыгова Габила Абдулхалыг оглы к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, назначении и выплате пенсии, по кассационной жалобе Абдулхалыгова Габила Абдулхалыг оглы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абдулхалыгов Г.А.о. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Кургане) о включении периодов работы в страховой стаж, назначении и выплате пенсии.
В обоснование требований указал, что он обратился в ГУ - УПФ РФ в г..Кургане с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Решением ГУ - УПФ РФ в г..Кургане N N от 01 октября 2019 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК), что предусмотрено пунктом 1 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Требуемый ИПК - 16, 2, у него в наличии - 6, 963. Ссылаясь на положения статей 8, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" от 5 ноября 1999 г, полагал указанное решение пенсионного органа незаконным, поскольку в его страховой стаж подлежат включению периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации. Просил суд возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж периоды работы: с 03 октября 1983 г..по 02 сентября 1984 г..- в должности агронома кормоводства и виноградарства производственного отдела Шенкинского Агропромышленного объединения; с 3 сентября 1984 г..по 24 января 1986 г..- в должности старшего агронома зерновых культур Шенкинского Агропромышленного объединения; с 25 января 1986 г..по 24 января 1989 г..- работа по новой структуре агропромышленного объединения Шенкинского р-на в должности ведущего агронома зерновых и кормовых культур; с 25 сентября 1989 г..по 25 марта 1990 г..- в должности главного агронома Шенкинского Агрокомбината; в 1990 г..в количестве 239 дней, в 1991 г..в количестве 312 дней, в 1992 г..- в количестве 130 дней - в должности председателя колхоза им. Генерала Гамидова с.
Ашагы Кунгут; возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с 08 января 2020 г..и выплатить её за период с 08 января 2020 г..по 11 июня 2021 г..
Определением Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2021 года в связи с реорганизацией произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2021 года исковые требования Абдулхалыгова Г.А.о. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 февраля 2022 года решение Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 03 июля 2019 года истец Абдулхалыгов Г.А.о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Кургане с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N N от 30 сентября 2019 года с учетом Рекомендаций руководителю территориального органа ПФР от 30 сентября 2019 года N74/42 Абдулхалыгову Г.А.о. отказано в приеме трудовой книжки от 18 июля 1977 года для назначения страховой пенсии, так как факт её принадлежности вызывает сомнение.
Решением ответчика N N от 01 октября 2019 года Абдулхалыгову Г.А.о. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента, что предусмотрено пунктом 1 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (требуемый ИПК - 16, 2, в наличии - 6, 963).
24 сентября 2020 года Абдулхалыгов Г.А.о. вновь обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Кургане с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Кургане от 22 декабря 2020 года N N принят к зачёту общий трудовой (страховой) стаж по фактически отработанному времени: 1 год 10 месяцев 21 день с 1990 года по 1992 года, так как период работы подтверждается архивной справкой N 121 от 27 августа 2019 года.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Кургане от 23 декабря 2020 года N N в установлении пенсии Абдулхалыгову Г.А.о. отказано в связи с тем, что отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента (требуемый индивидуальный коэффициент - 16, 2, а в наличии - 12, 179).
11 июня 2021 года Абдулхалыгов Г.А.о. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Кургане с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Кургане Абдулхалыгову Г.А.о назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 июня 2021 года бессрочно.
Не согласившись с назначением страховой пенсии по старости с 11 июня 2021 года, Абдулхалыгов Г.А.о. обратился с иском в суд, полагая, что страховая пенсия по старости должна быть ему назначена с 08 января 2020 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Абдулхалыговым Г.А.о. исковых требований, при этом исходил из того, что на момент принятия 01 октября 2019 года пенсионным органом решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости отсутствовали сведения о периодах работы Абдулхалыгова Г.А.о. на территории Республики Азербайджан с 03 октября 1983 года по 02 сентября 1984 года, справка о заработной плате за периоды с 1983 года по 1990 года, с 1992 года по 1993 года, данные документы представлены в пенсионный орган 11 июня 2021 года, ввиду чего отсутствуют основания для назначения истцу страховой пенсии по старости ранее указанной даты, поскольку оценка пенсионных прав произведена на основании документов, имевшихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на момент обращения истца 11 июня 2021 года. Абдулхалыгов Г.А.о. представил в пенсионный орган при повторном обращении (24 сентября 2020 года) дополнительно архивную справку N N от 27 августа 2019 года, и архивную справку N N от 11 февраля 2021 года при обращении в третий раз (11 июня 2021 года), документы были приняты пенсионным органом и страховая пенсия по старости назначена ему с 11 июня 2021 года (даты третьего обращения) с учетом представленных документов, в связи с чем не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить Абдулхалыгову Г.А.о. неполученную пенсию за период с 08 января 2020 года по 11 июня 2021 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2019 году составляла 10 лет (приложение N 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией, действовавшие на момент обращения Абдухалыгова Г.А.о. за назначением пенсии 03 июля 2019 года).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н (документ утратил силу 24 февраля 2019 года)
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Абдухалыгова Г.А.о. о признании права на получение страховой пенсии по старости со дня первоначального обращения за ней, возложении на пенсионный орган обязанности выплатить недоплаченную страховую пенсию, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Абдухалыгова Г.А.о. о назначении пенсии 03 июля 2019 года, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Абдухалыгова Г.А.о, возражений ответчика, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Абдухалыгову Г.А.о. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (03 июля 2019 года) вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно, помимо архивных справок, в частности, для подтверждения принадлежности ему трудовой книжки, с целью включения в его страховой стаж спорных периодов работы (не разъяснено право обратиться за установлением факта принадлежности трудовой книжки при отсутствии иных документов); предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право Абдухалыгова Г.А.о. на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку в дальнейшем, представленные им архивные справки были приняты пенсионным органом в подтверждение периодов работы, в том числе, поименованных в трудовой книжке.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Абдухалыгова Г.А.о. о признании за ним права на получение страховой пенсии по старости со дня первоначального обращения за пенсией, о возложении обязанности на пенсионный орган выплатить недоплаченную страховую пенсию по старости за период с 08 января 2020 года по 11 июня 2021 года, являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5, 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что судам необходимо учитывать, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции при проверке законности решения суда первой инстанции данные требования процессуального закона были нарушены.
В связи с изложенным обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 февраля 2022 года и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, обстоятельств, установленных по делу, и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 03 февраля 2022 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение - в Курганский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.