Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-572/2021 по иску прокурора города Южноуральска Челябинской области в интересах Никитина Станислава Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Увельского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения и заключение прокурора Седьмого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Южноуральска Челябинской области, действуя в интересах Никитина С.Н, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) (далее - УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное)) о признании незаконным решения УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) от 27 июля 2020 года N N об отказе в перерасчете размера страховой пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии за период с 09 сентября 1978 года по 07 мая 1996 года.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки обращения Никитина С.Н. было установлено, что он является получателем страховой пенсии по старости. 22 июля 2020 года Никитин С.Н. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01 января 2015 года, предоставив справку о размере денежного довольствия, выданную военным комиссариатом Челябинской области 21 января 2020 года N ЦCO/46. 27 июля 2020 года ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления, поскольку предоставленный для перерасчета документ, выдан военным комиссариатом, не относящимся к числу правомочных организаций, перечисленных в пунктах 3, 4 статьи 39 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а личное дело и расчетная книжка не являются первичными бухгалтерскими документами. С учетом разъяснений, данных в совместном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, считает решение незаконным и необоснованным.
Решением Увельского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2021 года признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) от 27 июля 2020 года N N об отказе в перерасчете размера страховой пенсии. Возложена на ГУ УПФ РФ в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии, назначенной Никитину С.Н, исходя из размера денежного довольствия за период военной службы с 09 сентября 1978 года по 07 мая 1996 года.
Определением суда первой инстанции произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 февраля 2022 года решение Увельского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 17 ноября 2011 года Никитин С.Н. является получателем пенсии по старости на основании статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Установлено, что в период с 1980 года по 1996 год (период получения заработной платы, отраженный в справке от 21 января 2020 года N ЦСО/46) Никитин С.Н. проходил военную службу, а именно с 12 сентября 1979 года по 25 апреля 1986 года служил в 21-ом отделении буксировочного авиационного звена, в должности старший авиационный механик 21ОБАЗ ВВС УрВО, звание - прапорщик, в войсковой части N94045. С 25 апреля 1986 года по 31 августа 1992 года служил в 607 учебном авиационном полку Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов имени 50-летия ВЛКСМ в должности старшего авиационного механика, должность - прапорщик в войсковой части 03118. С 31 августа 1992 года по 23 сентября 1993 года служил в 976 бомбардировочном авиационном полку в должности старшего авиационного механика, затем в должности техника расчета (подготовки самолетов) в войсковой части N40426. С 23 сентября 1993 года по 04 июня 1996 года служил в 976 бомбардировочном авиационном полку в должности техник расчета (подготовки самолетов), звание - прапорщик.
Согласно ответу Минобороны России, сведения о выплаченных суммах денежного довольствия можно получить только в воинских частях, в которых заявитель проходил военную службу, или в архивах штабов военных округов, на территории которых дислоцировались воинские части, а также в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (г.Подольск).
Согласно ответу Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск) от 24 января 2012 года, войсковая часть N 40426 состояла на финансовом довольствии при войсковой части 62287, финансовых документов войсковой части 62287 за 1978 - 1986 гг. на хранении в архиве нет. Заявителю рекомендовано обратиться в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачев).
Согласно ответу Центрального архива (филиал) Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачев) от 11 апреля 2011 года, раздаточные ведомости на выплату денежного довольствия войсковой части 94045 на хранение в архив не поступали, при этом заявителю рекомендовано обратиться в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург).
Согласно ответу Центрального архива (филиал) Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург) от 22 августа 2013 года 1873 войсковая часть 94045 состояла на финансовом обеспечении при войсковой части 22724. В финансовых документах за выплату денежного довольствия военнослужащим войсковой части 94045 за запрашиваемый период Никитин С.Н. не значится. Финансовые документы за период службы Никитина С.Н. в войсковой части 94045 на хранение в архив не поступали. Финансовые документы войсковой части 40416 и войсковой части 45047 на хранение в архив не поступали, сведениями о месте их наложения архив не располагает.
Согласно ответу Центрального архива (филиал) Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург) от 30 декабря 2013 года N1165н, войсковая часть 94045 состояла на финансовом обеспечении при войсковой части N22724. Войсковая часть 22724 финансовые документы на выплату денежного довольствия за 1978-1980 на хранение в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург) не передавала. Финансовые документы войсковой части N 03118 на хранение в филиал также не поступали. Причины отсутствия не известны. Не поступили в филиал и документы войсковой части N40426, при этом заявителю рекомендовано обратиться в филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Самара).
Аналогичные сведения содержатся в ответах на запросы, направленных ответчиком в Центральный архив (филиал) Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачев, г. Подольск).
22 июля 2020 года Никитин С.Н. обратился в УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) от 27 июля 2020 года Никитину С.Н. отказано в перерасчете пенсии, поскольку представленный для перерасчета пенсии документ N ЦСО/46 от 21 января 2020 года выдан военным комиссариатом Челябинской области и адресован военному комиссару городов Южноуральск, Пласт и Увельского района, содержит сведения о размерах денежного довольствия, которые составлены на основании личного дела прапорщика Никитина С.Н. и расчетной книжки ЕП N N, однако, военный комиссариат Челябинской области к числу правомочных организаций, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 26 Перечня документов необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N19па от 27 февраля 2002 года, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 года N3488, не относится, а личное дело и расчетная книжка не являются первичными бухгалтерскими документами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что невозможность представления бывшим нанимателем первичных документов о заработке истца за период прохождения им военной службы с 09 сентября 1978 года по 07 мая 1996 года препятствует Никитину С.Н. реализовать свое право на перерасчет пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы. Оценив представленные истцом доказательства размера денежного довольствия по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что из исследованных доказательств можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца в период прохождения военной службы с 09 сентября 1978 года по 07 мая 1996 года, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости исходя из размера денежного довольствия.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 18 указанного Федерального закона N 400 - ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В части 2 указанной статьи Федерального закона N 400 - ФЗ перечислены основания для перерасчета размера страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для перерасчета размера страховой пенсии является увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона N 400 - ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии как при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразование) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года, так и при новом назначении определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), их назначения (установления) и перерасчета их размера, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N16/19па (действовал до 01 января 2015 года), определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 гг. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утратившим силу с 01 января 2022 года в связи с изданием Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года N538н, было установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренные Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Как указано в пункте 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года N538н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренные Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно подпункту 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации NЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов об оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данному в письме от 27 ноября 2001 года, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы заявителя, что военный комиссариат Челябинской области не относится к числу органов, правомочных выдавать справки о размере денежного довольствия и что в основание справки указаны документы не являющиеся первичными бухгалтерскими документами, содержащими сведения о фактическом размере среднемесячного заработка Никитина С.Н; военный комиссариат Челябинской области для Никитина С.Н. не является работодателем и соответствующим государственным (муниципальным) органом; комиссариат не является правопреемником воинских частей, в которых проходил службу заявитель, или вышестоящей организацией этих воинских частей, первичными бухгалтерскими документами о выплаченном денежном довольствии истца не располагает; о том, что судами не дана оценка приложенным в качестве доказательств копиям расчетной книжки, и личного дела Никитина С.Н, из которых не усматриваются суммы денежного довольствия заявителя с разбивкой по годам и месяцам за период с 1980 года по 1996, содержащиеся в справке о заработной плате, представленной для перерасчета размера пенсии, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
При разрешении спора и удовлетворении требований истца, судами принято во внимание, что выданная Никитину С.Н. справка о размерах денежного довольствия от 21 января 2020 года N ЦСО/46, предоставленная при подаче заявления о перерасчете пенсии, составлена на основании личного дела прапорщика Никитина С.Н. и расчетной книжки ЕП N N, имеющихся в материалах дела, представлены приказы работодателя о прохождении истцом военной службы за 1979-1996 годы, позволившие судам сделать правомерный вывод об индивидуальном характере заработка истца. Судами также учтено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям в спорный период определялись централизованно, на основании приказов Министерства обороны СССР.
Судами отмечено, что представленные архивные справки, выданные Центральным архивом (филиал) Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачев) и Центральным архивом (филиал) Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск), в которых указан размер денежного довольствия за сентябрь - декабрь 1978 года, за январь - февраль, октябрь - декабрь 1979 года, за январь - ноябрь 1980 года, за март - ноябрь 1995 года, согласуются и не противоречат сведениям, отраженным в справке о размерах денежного довольствия от 21 января 2020 года N ЦСО/46, а представленные в дело доказательства подтверждают факт прохождения Никитиным С.Н. службы в спорный период в указанных должностях и званиях, полные месяцы, без отрыва от службы.
Судами правомерно не приняты во внимание доводы о том, что справка от 21 января 2020 года N ЦСО/46 выдана не уполномоченным органом.
Согласно пункту 1 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082 (далее Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу пункта 10 раздела III Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций; представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет в том числе текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 раздела III Положения).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N1609, (далее Положение о военных комиссариатах) определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4 Положения о военных комиссариатах).
Судами мотивированно не приняты во внимание доводы о возможности подтверждения размера денежного довольствия исключительно на основании первичных бухгалтерских документов, исходя из того, что совместное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации N8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации NЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2011 года предусматривает установление размера заработка для исчисления пенсии на основании косвенных документов, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует.
Доводы о противоречии данных о размере денежного довольствия, указанных в справке от 21 января 2020 года NЦСО/46, данным архивной справки, выданной филиалом Центрального архива Министерства обороны г. Пугачев N17/1/1811 от 06 апреля 2017 года, судами не приняты во внимание, поскольку в архивной справке отражены те сведения, которые были предоставлены в архив, справка от 21 января 2020 года составлена на основании личного дела истца, находящегося в распоряжении военного комиссариата Челябинской области, и на основании расчетной книжки.
В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
В кассационной жалобе не приведено таких исключительных обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены вступившего в законную силу постановления суда, достаточных для отступления от принципа правовой определенности и стабильности судебных актов.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Увельского районного суда Челябинской области от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.