Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Молотиевской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-19/2022 по административному исковому заявлению Жерносек Ирины Константиновны об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 2 августа 2021 года N 458 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", по апелляционным жалобам Правительства Калининградской области и администрации муниципального образования "Светлогорской городской округ" на решение Калининградского областного суда от 13 января 2022 года, которым названное выше административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителей Правительства Калининградской области Ждановой И.Ю, представителей администрации муниципального образования "Светлогорской городской округ" Рахмановой И.С. и Подать С.А, представителя заинтересованного лица ООО "Балтийское строительство" Егорова В.С, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Жерносек И.К. обратилась в Калининградский областной суд с названным выше административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Правительства Калининградской области от 2 августа 2021 года N 458 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" (далее - Постановление N 458) в части изменения территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N.
В обоснование заявленных требований указала, что Постановлением N 458 в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" внесены изменения, в отношении, в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами N установлена территориальная зона застройки среднеэтажными жилыми домами (индекс "Ж 3.2").
Как следует из текста данного нормативного правового акта, он был принят на основании заключения администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" от 30 апреля 2021 года по результатам общественных обсуждений.
Вместе с тем, 22 марта 2021 года администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ" издано постановление N 199, согласно которому было назначено проведение общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, в части изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков с кадастровыми номерами N.
Как следует из пункта 3 заключения по результатам общественных обсуждений, в адрес организатора поступило обращение по вопросу изменения территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N с зоны застройки малоэтажными жилыми домами "Ж 2.2" на зону застройки среднеэтажными жилыми домами "Ж 3.2".
Пунктом 5 названного заключения Агентству по Архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области по предложениям и замечаниям, полученным в рамках общественных обсуждений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, рекомендовано принять решение на свое усмотрение.
Следовательно, на общественные обсуждения были вынесены вопросы, касающиеся изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, в то время как изменение территориальной зоны в отношении земельных участков кадастровыми номерами N в качестве предмета обсуждения этих слушаний заявлено не было, их участники об этом не извещались, не опрашивались, и были лишены возможности высказать мнение по этому вопросу.
Административный истец полагает, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения "Город Светлогорск" с нарушением установленного порядка нарушает ее права на непосредственное участие в местном самоуправлении.
Решением Калининградского областного суда от 13 января 2022 года, с учетом определения суда от 1 марта 2022 года об исправлении описки, судом Постановление N 458 признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу в части отнесения к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами индекс "Ж 3.2" земельных участков с кадастровыми номерами N.
Мотивированное решение изготовлено судом 20 января 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением, 18 февраля 2022 года представитель администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и процедуры принятия, а также порядка официального опубликования; предложение в отношении изменения территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами N поступило в ходе общественных обсуждений и в соответствии с положениями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежало обязательному рассмотрению; вид разрешенного использования названных земельных участков установлен как "среднеэтажная застройка" и в соответствии с генеральным планом Светлогорского городского округа они расположены в функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами; доказательств, свидетельствующих об ограничении прав административного истца на участие в общественных обсуждениях и получении дополнительной информации, а также о нарушении ее прав внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки своего подтверждения не нашли.
18 февраля 2022 года в областной суд поступила апелляционная жалоба Правительства Калининградской области, в которой ее представитель также ставит вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворения требований Жерносек И.К. со ссылкой на то, что в решении не указано каким образом изменение территориальной зоны в отношении земельных участков, принадлежащих на праве аренды ООО "Балтийское строительство", нарушило права и законные интересы административного истца на постоянное проживание в г. Светлогорске и на непосредственное участие в местном самоуправлении. Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Правительства Калининградской области, участвовавшим в деле прокурором, в отношении органа местного самоуправления ООО "Балтийское строительство" поданы письменные возражения.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Жерносек И.К. постоянно проживает в г. Светлогорске.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом.
Отношения, связанные с территориальным планированием территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положения пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", части 3 статьи 8, статьи 8.2, части 1.2 статьи 17, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 1, пункта 4 статьи 2 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что изменения в Правила землепользования и застройки утверждены уполномоченным органом, официально опубликованы в установленном порядке.
По названным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о нарушении процедуры принятия нормативного акта, что является основанием для признания его в оспариваемой части не действующим, исходя из следующего.
В силу части 5 статьи 17 Устава Светлогорского городского округа общественные обсуждения по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки проводятся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений названного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1); процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (часть 5); оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать также информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к данному проекту (часть 6).
В соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, Правила землепользования и застройки городского поселения "Город Светлогорск" утверждены решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94.
Земельные участки с кадастровыми номерами: N площадью 2 725 кв.м, N площадью 4 760 кв.м, N площадью 1 870 кв.м расположены в границах элемента планировочной структуры г. Светлогорска, ограниченного Красноармейским переулком, ул. Станционной, Комсомольским переулком, ул. Тельмана, находятся в аренде ООО "Балтийское строительство".
На момент утверждения названных выше правил землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами N относились к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами "Ж 2.2".
9 марта 2021 года комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области подготовлено заключение N 190 о целесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" в части изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков с кадастровыми номерами N по инициативе "данные изъяты".
В этой связи 16 марта 2021 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области издан приказ N 100 "О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", разработан Проект внесения изменений.
Письмом Агентства от 19 марта 2021 года N 2020-ААГ проект направлен в администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" для организации и проведения общественных обсуждений.
Постановлением от 22 марта 2021 года N 199 администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" назначено проведение общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения "Город Светлогорск", утв. решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 в части изменения границ территориальных зон, исключения береговой полосы в границах земельных участков с кадастровыми номерами N.
Извещение о проведении общественных обсуждений было опубликовано в газете "Вестник Светлогорска", N 11 (762), 25 - 31 марта 2021 года, и на официальном сайте муниципального образования "Светлогорский городской округ" в сети Интернет.
Согласно опубликованному Проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки они касались только земельных участков с кадастровыми номерами N.
Сроки приема предложений и замечаний участников общественных обсуждений были установлены с 31 марта по 27 апреля 2021 года.
В рамках общественных обсуждений по названному выше Проекту от ООО "Балтийское строительство" поступило предложение об изменении территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами N с зоны застройки малоэтажными жилыми домами "Ж 2.2" на зону застройки среднеэтажными жилыми домами "Ж 3.2".
30 апреля 2021 года организатором подготовлено заключение по результатам общественных обсуждений, в котором отражено предложение ООО "Балтийское строительство" и рекомендовано Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области принять решение по нему на свое усмотрение.
Из пункта 3 заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области от 11 июня 2021 года следует, что предложение об изменении территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N принято.
2 августа 2021 года издано постановление Правительства Калининградской области N 458 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами N отнесены к территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами "Ж 3.2".
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, в данном случае, в нарушение приведенных выше положений статей 5.1 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами N на общественное обсуждение не выносился, следовательно, процедура принятия нормативного акта в этой части нарушена, что является основанием для признания его не действующим в оспариваемой части.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленная оспариваемым нормативным правовым актом территориальная зона в отношении названных земельных участков соответствует функциональной зоне, основанием для сохранения внесенных в Правила землепользования и застройки изменений послужить не может, поскольку приведение положений градостроительного регламента в соответствие с генеральным планом от проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по этому вопросу не освобождает.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд, поскольку внесенные изменения ее прав не затрагивают, повторяют позицию их подателей и в обжалуемом решении судом первой инстанции им дана надлежащая оценка.
Так, в силу положений части 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
В данном случае, Жерносек И.К. постоянно проживает в г. Светлогорске, следовательно, ее права и законные интересы затрагиваются изменениями, вносимыми в Правила землепользования и застройки данного населенного пункта.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании не действующим нормативного правового акта в части со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что он применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций.
Доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административного ответчика и заинтересованного лица, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Ссылка правительства Калининградской области на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Судебная коллегия также принимает во внимание пояснения представителя заинтересованного лица Подать С.А. в настоящем судебном заседании, согласно которым о поступлении в ходе публичных обсуждении предложений в отношении спорных земельных участков заинтересованные лица могли узнать только из оспариваемого в настоящем деле нормативного правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц сообщили в суде апелляционной инстанции, что на настоящее время проведены общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Светлогорский городской округ, в котором территориальная зона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N приведена в соответствие с функциональной зоной застройки среднеэтажными жилыми домами "Ж 3.2".
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 13 января 2022года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Калининградской области и администрации муниципального образования "Светлогорской городской округ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.В. Овсянкина
Судьи Ю.П. Константинова
И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.