Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Строменко И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-0102/2022 по апелляционной жалобе Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве на решение Московского городского суда от 12 января 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, представителя региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве Каюмова Р.Х, объяснения представителя административного истца Синдецкого А.А, представителя прокуратуры г. Москвы Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Региональная общественная организация Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве (далее - Организация) зарегистрирована в качестве юридического лица, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером N. Запись об Организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным N N.
Устав Организации (далее - Устав) утвержден протоколом Общего собрания учредителей N от 4 июня 2018 года.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации к Региональной общественной организации на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на осуществление Организацией деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации, положений Устава.
Главным управлением в отношении административного ответчика проводились контрольные мероприятия, в ходе которых были выявлены различные нарушения.
В 2020 году при проверке деятельности организации за период с 30 августа 2018 года по 31 мая 2020 года организацией документы, необходимые для проведения внеплановой проверки, были представлены несвоевременно, при этом не представлены протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, акты финансово-хозяйственной деятельности Организации за 2018 и 2019 финансовые годы; не представлены сведения об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, по которому осуществляется с ним связь; Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов не предусмотрено полномочие по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора; в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не размещен отчет о деятельности Организации на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации за 2018 год; согласно протоколу Общего собрания учредителей от 4 июня 2018 года N Ревизором Организации избран М.И.Г, в то время как согласно ответу Организации от 30 июля 2020 года в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности ревизор не назначался.
В 2021 году в ходе проведения проверки за период с 1 июня 2020 года по 31 марта 2021 года не представлены все документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки, включая протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, протоколы заседания Общего собрания членов Организации, сведения о конкретных мероприятиях деятельности, сведения о литературе, используемой в деятельности организации, образцы информационных материалов, сведения о публикациях в СМИ и сети "Интернет", о распространяемых материалах и источниках их получения, копии планов деятельности, годовых бюджетов, отчетов, сведения об осуществляемой предпринимательской деятельности, сведения о руководителях, счетах организации. Кроме того, выявлены случаи несоблюдения территориальной сферы деятельности, определенной Организацией в пределах одного субъекта Российской Федерации - г. Москвы, а именно проведении мероприятий в Республике Татарстан и Республике Удмуртия; не осуществлялась деятельность высшего органа управления - Общего собрания учредителей, и постоянно действующего коллегиального исполнительного органа - Правления; на официальном сайте организации размещена информация о консультативном органе организации - Совет Татарских и Башкирских аксакалов Москвы, который не предусмотрен Уставом организации, имеется раздел "Благотворительный фонд Штаба татар Москвы", однако, сведения о такой некоммерческой организации не внесены в ЕГРЮЛ, пожертвования осуществляются электронный кошелек неустановленного физического лица; используется символика, описание которой отсутствует в Уставе организации; для осуществления деятельности используется жилое помещение, что противоречит назначению объекта недвижимости; не приняты меры по приведению Устава в соответствие с требованиями законодательства, не представлена информация об исполнении ранее вынесенных предупреждений.
Допущенные нарушения являются неоднократными, грубыми, что свидетельствует о наличии достаточных оснований для ликвидации общественной организации.
Решением Московского городского суда от 12 января 2022 года административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве удовлетворены, Региональная общественная организация Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве ликвидирована.
В апелляционной жалобе Региональная общественная организация Центр национального развития "Штаб татар" в г..Москве в лице генерального директора Ямалеева Р.Ф. просит решение Московского городского суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что административным истцом необоснованно не инициирована процедура приостановления деятельности Организации. Допущенные нарушения не повлекли значимых негативных последствий и являются устранимыми. Судом допущено нарушение принципа открытости, поскольку в судебное заседание не допущена корреспондент татарского радио "Азатлык радиосы", не учтены положительные факты деятельности организации, не дана оценка имеющимся наградам и письменным обращениям представителей татарской общественности Москвы о сохранении организации. Законом не определен перечень грубых нарушений, в связи с чем к их числу нельзя отнести проведение мероприятий на территории других регионов. Административному ответчику как общественной организации необходимо общение с другими регионами, в настоящее время решается вопрос о придании организации межрегионального статуса. Санкция в виде ликвидации организации не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократным нарушением обязательных требований нормативных актов, и должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. Допущенные нарушения являются незначительными: документы на проверку не были представлены своевременно по причине введения ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и необходимостью их сбора; указанная на сайте информация об адресе организации содержала опечатку; необходимые изменения в Устав внесены, однако, Министерство юстиции Российской Федерации умышлено не осуществляет их регистрацию.
Фактов осуществления организацией экстремистской, террористической деятельности не выявлено, нарушений налогового законодательства не допущено, руководитель организации уже понес административную ответственность за совершение административных правонарушений. Деятельность организации осуществляется в рамках действующего законодательства и положений Устава, направлена на сохранением самобытности, развития татарского языка, традиций, образования, национальной культуры, организацией проводится значительное число различных общественных, благотворительных мероприятий, созданы группы по интересам, ее ликвидация нанесет непоправимый урон отлаженному процессу национального развития и повлечет социальную напряженность в татарском сообществе.
От прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Представителем Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве по доверенности Рашидовым Д.О. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьей 29 названного федерального закона закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (абзацы первый - пятый, седьмой, девятый).
Согласно части первой статьи 26, абзацу третьему части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пунктах 26, 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.
Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий.
Оценивая обстоятельства дела и удовлетворяя заявленные административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, Московский городской суд пришел к выводу о том, что Организацией допущены неоднократные, грубые и систематические нарушения действующего законодательства, положений Устава, которые являются достаточным основанием для принятия решения о ее ликвидации.
Указанные выводы суда основаны на следующих обстоятельствах, подтвержденных материалами административного дела.
В соответствии с требованием Прокуратуры города Москвы от 30 апреля 2020 года N распоряжением начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве от 5 июня 2020 года N было назначено проведение внеплановой документарной проверки Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 30 августа 2018 года по 31 мая 2020 года, о чем административный ответчик был извещен по почте. Распоряжение, содержащее требование о представлении документов для проверки, возвращено в связи с истечением срока хранения.
В силу части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
16 июля 2020 года организацией представлена часть документов для проведения проверки, указанных в распоряжении Главного управления от 5 июня 2020 года. В связи с этим 29 июля 2020 года в адрес административного ответчика был направлен запрос о предоставлении протоколов заседаний Правления за период с 30 августа 2018 года по 31 мая 2020 года; актов (заключений) ревизора о финансово-хозяйственной деятельности организации за 2018, 2019 годы; сведений о конкретных проводимых организацией публичных мероприятиях, конференциях, семинарах и т.д, а также об участии организации в мероприятиях совместно с иными лицами; сведений о литературе, используемой в деятельности Организации; сведений (переписки) по обращениям, направленным в Правление Организации. Отправление с запросом о предоставлении документов вернулось в Главное управление в связи с истечением срока хранения, информация доведена до представителя административного ответчика посредством телефонограммы.
В ответ на запрос руководителем Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве 30 июля 2020 года представлена пояснительная записка, в которой содержалась информация о том, что заседания Правления не проводились; из-за отсутствия финансово-хозяйственной деятельности ревизор не назначался; мероприятия организацией не проводились; литературы, используемой в деятельности организации не имеется; обращений, направленных в Правление, не поступало.
По итогам проверки сотрудниками Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве 31 июля 2020 года составлен акт проверки, в котором отражены выявленные в деятельности организации нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава. Данный документ, направленный посредством почтового отправления, возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения.
Из содержания акта следует, что организацией на проверку не представлены протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа организации - Правления, а также акты финансово-хозяйственной деятельности организации за 2018 и 2019 финансовые годы, что указывает на несоблюдение Организацией пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающего некоммерческую организацию исполнять требования ее учредительных документов, а также пунктов 5.16, 5.35 и 5.36 Устава, предусматривающих составление поименованных документов.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны ежегодно, размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Организацией отчет о своей деятельности за 2018 год на информационном портале: http://unro.minjust.ru, не размещен.
Устав организации не соответствует требованиям пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации - к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов, не отнесено полномочие по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Из ответа организации от 30 июля 2020 года следует, что в связи с отсутствием финансово-хозяйственной деятельности ревизор организации не назначался, что свидетельствует о нарушении пункта 5.28 Устава о необходимости избрания ревизора сроком на 5 лет, в то время как согласно протоколу Общего собрания учредителей от 4 июня 2018 года N ревизором избран М.И.Г.
В информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте организации: www.tatar-shtab.ru, размещена не соответствующие предоставленной Организацией информации сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа - Правления "адрес"), в то время как в соответствии с девятым абзацем статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений о своем адресе.
5 августа 2020 года в адрес Правления Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве направлено предупреждение с требованием об устранении нарушений в срок до 30 сентября 2020 года, соответствующее почтовое отправление возвращено отправителю.
29 января 2021 года в адрес Организации направлено повторное предупреждение с требованием об устранении нарушений в срок до 29 марта 2021 года и разъяснение ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможности применения мер реагирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вплоть до ликвидации в судебном порядке. Предупреждение вручено адресату 26 февраля 2021 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 374 Таганского района г. Москвы от 17 июня 2021 года общественная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде штрафа.
В связи с непредставлением административным ответчиком информации об исполнении письменных предупреждений в установленный срок распоряжением начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве от 13 апреля 2021 года N была назначена внеплановая документарная проверка Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве на предмет соблюдения ею при осуществлении своей деятельности требований законодательства Российской Федерации и учредительных документов за период с 1 июня 2020 года по 31 марта 2021 года. Уведомление о проведении проверки вручено адресату 19 мая 2021 года.
Неполный пакет документов представлен Организацией 27 мая 2021 года.
По итогам проверки сотрудниками Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве 28 мая 2021 года составлен акт проверки, в котором отражены выявленные в деятельности организации нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава. Данный документ получен общественной организацией 3 июня 2021 года.
В нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" документы представлены административным ответчиком в установленный срок 28 мая 2021 года не в полном объеме.
Согласно пунктам 4, 6 абзаца 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Из содержания акта следует, что организацией вышеназванные требования законодательства не соблюдены, а именно на проверку не представлены протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Правления, протоколы заседания Общего собрания членов Организации, сведения о конкретных мероприятиях деятельности, сведения о литературе, используемой в деятельности организации, образцы информационных материалов, сведения о публикациях в СМИ и сети "Интернет", о распространяемых материалах и источниках их получения, копии планов деятельности, годовых бюджетов, отчетов, сведения об осуществляемой предпринимательской деятельности, сведения о руководителях, счетах организации.
В силу абзаца 4 статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (подпункт 1 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Установлено неоднократное нарушение Организацией названных положений закона, а также пунктов 1.5, 2.1, 2.2 Устава организации, заключающееся в несоблюдении территориальной сферы деятельности, определенной организацией в пределах одного субъекта Российской Федерации - г. Москвы, а именно проведении мероприятий в Республике Татарстан и Республике Удмуртия. Так, на сайте Организации размещена информация о проведении административным ответчиком на территории Республики Татарстан (4 августа 2020 года, "адрес") акции "Собери ребенка к школе"; о проведении в г. Казани (31 августа 2020 года) презентации одного из своих подразделений под названием "Штаб татарской молодежи Москвы"; о проведении в г. Ижевске (Республика Удмуртия) совместного мероприятия Штаба татарской молодежи (подразделения Организации) с представителями Союза татарской молодежи Республики Удмуртия "Иман Яшьляре" (30 сентября 2020 года), 11 февраля 2021 года организацией была проведена акция - неделя в рамках года родных языков в Республике Татарстан.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что руководитель организации принимал участие в указанных мероприятиях как приглашенный гость, что подтверждается приглашениями на мероприятия 20 августа 2018 года, 10 сентября 2020 года, опровергается сведениями с сайта организации, где указано о других датах мероприятий, а также статусе административного ответчика как организатора мероприятий (т. 1, л.д. 198, 199, 202, 217).
Несоблюдение территориальной сферы деятельности согласно пятому абзацу пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 является грубым нарушением.
В ходе проведения проверки выявлено нарушение Организацией порядка управления, а именно в нарушение подпункта 1 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пунктов 5.2.1, 5.16 Устава в проверяемом периоде не осуществлялась деятельность высшего органа управления - Общего собрания учредителей, и постоянно действующего коллегиального исполнительного органа - Правления.
На официальном сайте Организации размещена информация о консультативном органе организации - Совет Татарских и Башкирских аксакалов Москвы, который не предусмотрен Уставом организации, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком пункта 2 части 1 статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях", предусматривающего, что устав общественного объединения должен предусматривать структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения.
Также на сайте имеется раздел "Благотворительный фонд Штаба татар Москвы", однако, сведения о такой некоммерческой организации не внесены в ЕГРЮЛ, пожертвования осуществляются на электронный кошелек неустановленного физического лица.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "Об общественных объединениях", в случае использования общественным объединением символики общественного объединения, ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения. В нарушение указанного требования закона Организация использует в своей печати символику, описание которой отсутствует в уставе.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Организацией не приняты меры по приведению Устава в соответствие с требованиями законодательства, не представлена информация об исполнении ранее вынесенных предупреждений.
Наличие выявленных нарушений в ходе проведенных проверок административным ответчиком не оспаривалось.
По мнению суда, допущенные нарушения являются неоднократными, часть из них носят неустранимый и грубый характер.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на действующем законодательстве.
Несмотря на вынесение двух предупреждений, привлечение к административной ответственности, административный ответчик не принял своевременных и действенных мер по устранению недостатков деятельности. В ходе проведения повторной проверки были выявлены те же не устраненные нарушения требований действующего законодательства и положений Устава, что говорит об их неоднократном характере, что является достаточным основанием для ликвидации общественной организации.
Доводы административного ответчика об устранении части допущенных нарушений в период рассмотрения дела не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку совокупность исследованных по делу доказательств позволяет прийти к выводу о том, что выявленные нарушения носят неоднократный, грубый и систематический характер.
Из объяснений сторон в суде апелляционной инстанции следует, что во внесении изменений в учредительные документы организации было отказано ввиду несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, межрегиональный статус организации в установленном порядке не присвоен, меры по устранению недостатков документов, представленных на проверку, приняты Организацией только в ходе рассмотрения настоящего дел
Ссылка представителя административного ответчика на невозможность своевременного представления документов, оформленных надлежащим образом, ввиду введения режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежит отклонению, поскольку ограничительные мероприятия имели место в период до 8 июня 2020 года и не препятствовали исполнению организацией требований Минюста России о представлении надлежащих документов для проведения проверки и устранения допущенных нарушений в установленный срок посредством почтовой связи, электронного отправления. Ходатайств о продлении установленных сроков административным ответчиком не заявлялось.
Исходя из характера и многочисленности допущенных организацией нарушений и их последствий, неоднократности применения мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, которые не повлекли устранения их последствий, совершение грубых и неустранимых нарушений, судебная коллегия находит верным вывод Московского городского суда о наличии оснований для применения крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественного объединения, что соответствует принципу соразмерности допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
Характер деятельности Организации, наличие наград и письменных обращений представителей татарской общественности Москвы о сохранении организации, недопуск в судебное заседание корреспондента выводы суда не опровергают и о незаконности принятого решения не свидетельствуют.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной общественной организации Центр национального развития "Штаб татар" в г. Москве - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.