Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Кольцюка В. М, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N3а-384/2022 по частной жалобе ФИО5 В.А. на определение Брянского областного суда от 9 февраля 2022 года о назначении судебной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 В. А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, предъявленным к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению "Брянскоблтехинвентаризация" об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Определением суда от 9 февраля 2022 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом подготовленного частнопрактикующим оценщиком отчета об оценке N от 17 декабря 2021 года законодательству об оценочной деятельности, определении в противном случае рыночной стоимости объекта исследования. Расходы по оплате производства экспертизы возложены на административного истца ФИО5 В. А.
Не согласившись с определением суда в части возложения обязанности по оплате судебной экспертизы ФИО5 В. А. в лице представителя по доверенности ФИО8 С. Е. подал частную жалобу, в которой просит обжалуемое определение в части возложения обязанности по оплате судебной экспертизы на административного истца отменить, оплату судебной экспертизы провести за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что возложение обязанности по оплате судебной экспертизы на административного истца противоречит части 2 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возлагает на него необоснованные расходы, поскольку с ходатайством о назначении судебной оценочной экспертизы он не обращался, экспертиза назначена по инициативе суда.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение апелляционным судом общей юрисдикции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности на определение по вопросам судебных расходов, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы, исследовав материал по административному делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Поскольку размер уплачиваемых ФИО5 В. А. налоговых платежей исчисляется исходя из размера его кадастровой стоимости, он вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе.
Обсуждая вопрос о назначении по делу судебной экспертизы и принимая оспариваемое определение, суд первой инстанции правильно исходил из наличия сомнений в возможности принятия в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости спорного объекта недвижимости представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости и его соответствии требованиям федеральных стандартов оценки; необходимости определения действительной рыночной стоимости нежилого здания, в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, поскольку материалами дела подтверждено значительное (кратное) расхождение между установленными величинами кадастровой стоимости и рыночной стоимости спорного объекта, определенной отчетом об оценке.
При этом расходы на производство экспертизы согласно приведенным выше правилам распределения бремени доказывания судом были возложены на административного истца.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими действующему законодательству.
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации распределение расходов по оплате экспертизы должно осуществляться судом с учетом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, возложенного на каждую из сторон.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, следовательно, суд правомерно возложил на него обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы.
Доводы частной жалобы о противоречии обжалуемого определения положениям части 2 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаны на неверном толковании норм процессуального права, позволяющих суду по своей инициативе в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначить проведение судебной экспертизы, а потому не могут повлечь отмену определения суда.
При этом, возложение обязанности по оплате судебной экспертизы не является распределением судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В этой связи, приведенный в частной жалобе довод о нарушении судом прав административного истца не обоснованным возложением на него дополнительных судебных расходов назначением по делу судебной экспертизы суд апелляционной инстанции находит не основанным на положениях действующего процессуального законодательства, так как окончательное распределение судом первой инстанции судебных расходов осуществляется на стадии принятия решения по административному делу.
Таким образом, доводы частной жалобы не содержат правовых оснований для отмены определения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства; указаний на иные обстоятельства, которые не были бы учтены судом при вынесении определения, в частной жалобе не содержится.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Брянского областного суда от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО5 В.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Кольцюк В. М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.