Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Щербаковой Н.В, Константиновой Ю.П, при секретаре Молотиевской В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-237/2021 по административному иску Пахунова Артура Михайловича о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск", утвержденных решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 по апелляционным жалобам Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Калининградской области, Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" на решение Калининградского областного суда от 6 декабря 2021 года, которым административный иск удовлетворен, заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителей Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Калининградской области Ждановой И.Ю, Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" Султанбековой Р.Р, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя административного истца Пахунова А.М. - Поляничкина И.М, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что решение суда отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского поселение "Город Светлогорск". Решение опубликовано в периодическом печатном издании "Официальный вестник еженедельника Светлогорского района "Вестник Светлогорска" N 6 (352) 21 февраля - 27 февраля 2013 года; 0размещено на официальном сайте правительства Калининградской области http://publication.pravo.gov.ru и на официальном сайте муниципального образования https://svetlogorsk39.ru, Пахунов А.М. обратился в Калининградский областной суд с административным иском о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", имеющего вид разрешенного использования для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуальных жилых домов, на основании договора аренды N 02-0022/2002 от 6 сентября 2002 года, договора уступки права аренды от 25 марта 2020 года.
Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне Р - зона рекреации.
Между тем, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Светлогорский городской округ", утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года N 59 (далее также - Генеральный план), данный земельный участок располагается в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
На земельном участке административным истцом построен и в установленном порядке зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером N площадью 63, 1 кв.м.
25 мая 2021 года административный истец обратился в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (преобразовано в Министерство градостроительной политики Калининградской области) с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск" о приведении их в соответствие с Генеральным планом в части отнесения указанного земельного участка к зоне индивидуальной жилой застройки. Письмом Агентства от 21 июня 2021 года N 4859-ААГ в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на то, что в настоящее время подготовлены изменения в Генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ", в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером N будет отнесен к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования.
В настоящее время Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск" устанавливают территориальную зону, в которой невозможно строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов, в указанной части они противоречат действующему нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, Генеральному плану муниципального образования "Светлогорский городской округ", тем самым нарушаются права и законные интересы административного истца.
Уточнив требования, административной истец просил признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в границы территориальной зоны рекреационного назначения.
Решением Калининградского областного суда от 6 декабря 2021 года административный иск Пахунова Артура Михайловича удовлетворен и постановлено:
признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, в части включения в границы территориальной зоны Р - зоны рекреационного назначения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
На состоявшееся по делу решение административным ответчиком Правительством Калининградской области, заинтересованными лицами Администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ" и Министерством градостроительной политики Калининградской области поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Среди доводов жалобы указано, что согласно Генеральному плану муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утвержденному решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" N 55 от 27 сентября 2011 года, земельный участок с кадастровым номером N располагался в границах функциональной зоны: рекреационная - базы отдыха (1 очередь).
Решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 утверждены Правила землепользования и застройки города Светлогорска, которыми земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне Р - зона рекреационного назначения.
Постановлением Правительства Калининградской области N 59 от 11 февраля 2020 года, утвердившим Генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ", функциональная зона в границах спорного земельного участка изменена на зону застройки индивидуальными жилыми домами.
20 июля 2020 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области издан приказ N 281 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ" Калининградской области. В период с 1 апреля 2021 года по 13 мая 2021 года проведены общественные обсуждения по Проекту генерального плана, среди прочих на обсуждении рассматривался вопрос об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). Кроме того, в связи с преобразованием муниципального образования "Светлогорский район" в "Светлогорский городской округ" осуществляется и подготовка проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования "Светлогорский городской округ".
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит решение Калининградского областного суда от 6 декабря 2021 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Пахунова А.М, указывая на допущенные судом нарушения норм материального права. Ссылаясь на положения части 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приводит довод о том, что в рассматриваемом случае Генеральный план разработан в отношении территории Светлогорского городского округа, тогда как Правила землепользования и застройки утверждены в отношении иного муниципального образования - территории города Светлогорска. Указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования разработаны в отношении различных муниципальных образований и могут не соответствовать друг другу, связи с чем судом неверно применены положения статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила землепользования и застройки разрабатывались на основании Генерального плана городского поселения "Город Светлогорск", утвержденного решением городского совета депутатов от 22 декабря 2012 года N 94, в связи с этим, вопрос о соответствии оспариваемых административным истцом Правил землепользования и застройки Генеральному плану должен рассматриваться применительно к ранее действовавшему Генеральному плану городского поселения "Город Светлогорск", однако, при вынесении обжалуемого решения данный вопрос не разрешался.
Кроме того, в настоящее время подготовлены изменения в Генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ", после принятия которых земельный участок с кадастровым номером N будет относиться к зоне озелененных территорий общего пользования, которая не предполагает возможное использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В связи с выявлением в границах земельного участка с кадастровым номером N объекта капитального строительства, обладающего признаками самовольной постройки, в Светлогорском городском суде Калининградской области рассматривается гражданское дело N2-786/2021 по иску администрации Светлогорского городского округа к Пахунову А.М. о признании объекта самовольной постройкой. Исходя из положений части 7 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.
В отношении земельного участка в апелляционной жалобе также отмечено, что 6 сентября 2002 года между Администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ" и "данные изъяты" заключен договор N 02-0022/2002 аренды земельного участка общей площадью 0, 7 га, по адресу: "адрес" для строительства и дальнейшей эксплуатации базы отдыха.
Соглашением от 26 марта 2004 года права и обязанности по указанному договору аренды переданы "данные изъяты".
В соответствии с дополнительным соглашением NДАЗ N02-0022/2002/Д1-53/05-2007 от 23 мая 2007 года договор изложен в новой редакции с указанием кадастрового номера земельного участка - N, площадью 7 000 кв.м, для целей использования для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуальных жилых домов.
Дополнительным соглашением NДАЗ N 02-0022/2002/Д2-67/10-2008 от 01 октября 2008 года указанный земельный участок разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами N (площадью 3 800 кв.м) и 39:17:020007:37 (площадью 3 200 кв.м), принадлежащих на праве аренды "данные изъяты" соответственно.
Дополнительное соглашение заключено на основании постановления Администрации Светлогорского городского округа от 8 мая 2007 года N 706 "Об изменении целевого назначения земельного участка в "адрес"", в соответствии с которым разрешенное использование земельного участка "строительство и дальнейшая эксплуатация базы отдыха" изменено на "строительство и дальнейшую эксплуатацию индивидуальных жилых домов". Между тем, действующие на дату вынесения данного постановления Правила землепользования и застройки города Светлогорска, утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года, указанный земельный участок относили к функциональной зоне рекреационного назначения. Территориальная зона применительно к земельному участку с кадастровым номером N с момента принятия Правил не изменялась. Только из выписки ЕГРН администрации стало известно, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером N стал "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области содержится просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, приведены доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе Правительства Калининградской области.
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области преобразовано в Министерство градостроительной политики Калининградской области в соответствии с Указом Губернатора Калининградской области от 30 ноября 2021 года N 99.
Относительно доводов апелляционных жалоб представителем административного истца Поляничкиным А.М. принесены возражения, в которых указано, что решение Калининградского областного суда является законным и обоснованным, а поданные по делу апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, поскольку не содержат оснований для отмены решения суда.
Прокурором, участвующим в административном деле, также представлены письменные возражения относительно доводов апелляционных жалоб.
Административный истец Пахунов А.М. и представитель Окружного Совета депутатов муниципального образования "Светлогорский городской округ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения указанных выше жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В силу части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.
Из материалов дела следует, что Пахунов А.М. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора аренды N 02-0022/2002 от 6 сентября 2002 года, договора уступки права аренды от 25 марта 2020 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости указанный участок категории - земли населенных пунктов имеет вид разрешенного использования - строительство и дальнейшая эксплуатация индивидуальных жилых домов.
Установив указанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми Правилами землепользования и застройки, в связи с чем имеет право на обращение с административным иском в суд.
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и введения его в действие административным истцом не оспаривалась.
Заявляя требование о признании Правил землепользования и застройки недействующими, административный истец указывал на необоснованное определение ими территориальной зоны, в которой расположен указанный выше земельный участок.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" утверждены решением городского Совета депутатов от 22 декабря 2012 года N 94.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным на дату их принятия органом местного самоуправления с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 31, 32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Карты градостроительного зонирования оспариваемых Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утвержденных решением городского Совета депутатов от 22 декабря 2012 года N94 земельный участок с кадастровым номером N располагается в территориальной зоне Р - зоне рекреационного назначения, градостроительный регламент которой не предполагает виды разрешенного использования земельных участков, относящиеся к строительству или размещению жилых объектов.
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года N 59 утвержден Генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ".
При рассмотрении дела установлено, что на момент заключения администрацией договора аренды 6 сентября 2002 года N02-0022/2002 с "данные изъяты" земельный участок N, площадью 0, 7 га, имел разрешенное использование - строительство и дальнейшая эксплуатация базы отдыха.
Соглашением от 26 марта 2004 года права и обязанности по указанному договору аренды переданы "данные изъяты".
8 мая 2007 года издано постановление главы Светлогорского городского округа N 706, в соответствии с которым разрешенное использование вышеуказанного земельного участка изменено на "строительство и дальнейшая эксплуатация индивидуальных жилых домов".
В соответствии с дополнительным соглашением N ДАЗ N02-0022/2002/Д1-53/05-2007 от 23 мая 2007 года договор изложен в новой редакции с указанием кадастрового номера земельного участка - N площадью 7 000 кв.м и изменением целей использования: для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуальных жилых домов.
Дополнительным соглашением N ДАЗ N 02-0022/2002/Д2-67/10-2008 от 01 октября 2008 года указанный земельный участок разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами N (площадью 3 800 кв.м) и N (площадью 3 200 кв.м), с сохранением права за прежними арендаторами.
По договору уступки прав аренды от 25 марта 2020 года земельный участок передан во владение Пахунову А.М.
Согласно Генеральному плану муниципального образования "Светлогорский городской округ", утвержденному решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" N55 от 27 сентября 2011 года, земельный участок с кадастровым номером N располагался в границах функциональной зоны рекреационная - базы и дома отдыха (I очередь).
Указанной функциональной зоне соответствовала территориальная зона, установленная оспариваемыми Правилами землепользования и застройки - зона рекреационного назначения. Однако, постановлением главы Светлогорского городского округа от 8 мая 2007 года N706 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен со "строительства и дальнейшей эксплуатации базы отдыха" на "строительство и эксплуатацию индивидуальных жилых домов".
Постановлением Правительства Калининградской области N 59 от 11 февраля 2020 года утвержден Генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ", в котором функциональная зона в границах земельного участка с кадастровым номером N отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск" в части установления территориальной зоны рекреационного назначения в границах принадлежащего на праве аренды Пахунову А.М. земельного участка не соответствуют Генеральному плану муниципального образования "Светлогорский городской округ", согласно которому в названных границах определена функциональная зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно статье 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего им земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки отнесение к территориальной зоне Р земельных участков не предполагает размещение на них объектов для жилой застройки, так как, указанная зона установлена для обеспечения отдыха и туризма, занятий физической культурой и спортом при максимальном сохранении природного ландшафта, экологической чистоты окружающей среды.
Установление территориальной зоны Р в границах которой, расположен спорный земельный участок, фактически исключило возможность использования его по назначению, что привело к нарушению прав административного истца.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о том, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, в части включения в границы территориальной зоны Р - зоны рекреационного назначения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" противоречат части 3 статьи 9, частям 3 и 9 статьи 31, пункту 2 и пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану муниципального образования "Светлогорский городской округ", утвержденному постановлением Правительства Калининградской области N 59 от 11 февраля 2020 года, что явилось основанием для признания их в оспариваемой части недействующими.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый в части нормативный правовой акт недействующими.
При этом не могут являться основанием для отмены решения суда доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемый нормативный правовой акт разработан в отношении иного муниципального образования (до образования Светлогорского городского округа, включившего в состав территории Светлогорского муниципального района).
Как верно установилсуд первой инстанции в соответствии с Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года N 156 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Светлогорский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" был образован Светлогорский городской округ.
В силу части 2 статьи 6 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальных образований - городского поселения "Город Светлогорск", городского поселения "Поселок Донское", городского поселения "Поселок Приморье" и муниципального образования "Светлогорский муниципальный район", действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления муниципального образования "Светлогорский городской округ".
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года N59 утвержден Генеральный план муниципального образования "Светлогорский городской округ", которым спорный участок в соответствии с Картой существующих функциональных зон, находится в функциональной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (сущ.).
Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Правила землепользования и застройки в рамках установленных генеральным планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в рамках каждой из них правила застройки, в том числе, устанавливаются ограничения и требования к характеристикам объектов капитального строительства.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.
Таким образом, с момента принятия Генерального плана муниципального образования "Светлогорский городской округ" оспариваемые Правила землепользования и застройки вошли с ним в противоречие и не подлежали применению, однако, продолжали применятся самими органами местного самоуправления в правоотношениях с субъектами градостроительной деятельности, в том числе в рассматриваемом споре, в связи с чем доводы апелляционных жалоб в указанной части, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Указанные и другие доводы административных ответчиков, судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, по существу сводятся к изложению правовой позиции, являвшейся предметом исследования судом первой инстанции, которой дана надлежащая оценка в обжалуемом решении, оснований для несогласия с которой не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного акта, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининградского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Калининградской области, Администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.