Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУП КК "Кубаньводкомплекс" на решение Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ГУП КК "Кубаньводкомплекс" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав прокурора Костюка А.И, представителя ГУП КК "Кубаньводкомплекс" - КорниловуА.Е, судебная коллегия
установила:
ГУП КК "Кубаньводкомплекс" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа от 11 декабря 2019 года N 329/2019-вк в части невключения в тариф объема нормативных неучтенных расходов и потерь воды, необходимых для осуществления деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения и возложении обязанности на тарифный орган принять, введя в действие с 1 января 2021 года, тарифы на питьевую воду с учетом включения в тариф фактического объема нормативных неучтенных расходов и потерь воды, а также неучтенных в тарифе затрат, возникших у ремонтно-эксплуатационного участка (далее по тексту РЭУ) "Таманский групповой водопровод" в связи с указанными потерями в период с 2018 года по 2020 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 марта 2022 года, ГУП КК "Кубаньводкомплекс" просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывают, что административный истец неправомерно не предпринял мер по корректировке долгосрочных параметров регулирования в установленном порядке, и вывод судов о том, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, противоречит нормам закона.
Определением судьи от 15 апреля 2022 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившихся участвующих в деле лиц, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Материалами дела подтверждается и установлено судами следующее.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края, тарифный орган, регулятор) от 6 декабря 2017 года N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (далее - приказ N 47/2017-вк) государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" (далее также - ГУП КК "Кубаньводкомплекс") установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года включительно с календарной разбивкой в соответствии с приложением N 1.
Данным приказом также утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, в соответствии с приложением N 2, производственные программы в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года в соответствии с приложениями N 3 - 5.
11 декабря 2019 года приказом РЭК Краснодарского края N 329/2019-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 декабря 2017 года N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (далее также - приказ N 329/2019-вк) в приказ N 47/2017-вк внесены изменения в связи с корректировкой тарифов на 2020 года.
В обоснование требований административный истец указывал на то, что оспариваемы приказ в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в водоснабжении и водоотведении. В частности, административный истец сослался на необоснованное снижение (нормативного) процента потерь воды по РЭУ "Таманский групповой водопровод". Полагает, что тарифный орган не в полном объеме учел представленный предприятием расчет. Считает, что при корректировке тарифа на 2020 года, были неправомерно учтены объемы потерь воды на уровне 38, 2% при заявленных предприятием 52, 77 %, при том, что фактические потери подтверждаются приборами учета, установленными на сетях, эксплуатируемых ГУП КК "Кубаньводкомплекс").
Из выводов судов следует следующее.
ГУП Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Таманского полуострова Краснодарского края на основе утвержденных РЭК тарифов.
24 апреля 2019 года ГУП КК "Кубаньводкомплекс" обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке на 2020 года ранее установленных приказом РЭК от 6 декабря 2017 года N 47/2017-вк долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение с применением метода индексации.
Дело о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода индексации, на 2020 года открыто РЭК 8 мая 2019 года. По результатам проведенной экспертизы ГУП КК "Кубаньводкомплекс" о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 года подготовлено экспертное заключение от 11 декабря 2019 года
11 декабря 2019 года приказом N 329/2019-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 декабря 2017 года N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" в приказ N 47/2017-вк внесены изменения в связи с корректировкой тарифов на 2020 год.
Ранее приказом N 47/2017-вк по ремонтно-эксплуатационному участку "Таманский групповой водопровод" установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года с использованием метода индексации (приложение 1).
Долгосрочный параметр "уровень потерь воды" установлен на 2018 - 2020 годы в размере 38, 2% (приложение 2).
Уровень нормативных неучтенных расходов и потерь воды согласно утвержденной производственной программе в сфере холодного водоснабжения составил 38, 2 %. Данным приказом определены показатели надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе "Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме, поданной в водопроводную сеть, %" в размере 38, 2% (приложение N4).
Оспариваемым приказом N 329/2019-вк с учетом указанных долгосрочных параметров РЭК Краснодарского края с применением метода индексации произведена корректировка на 2020 г. тарифов на питьевую воду, установленных на 2018 - 2020 годы для ГУП КК "Кубаньводкомплекс" РЭУ "Таманский групповой водопровод", путем внесения изменений в Приказ N 47/2017-вк.
Показатели по долгосрочному параметру "уровень потерь воды", "уровень нормативных неучтенных расходов и потерь воды" и "доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме, поданной в водопроводную сеть" после внесения изменения в приказ N 47/2017-вк остались на прежнем уровне - 38, 2%.
Аналогичный размер показателей 38, 2 % определен инвестиционной программой ГУП Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" в сфере холодного водоснабжения на 2019 - 2023 годы, утвержденной приказом РЭК Краснодарского края от 30 октября 2018 года N 16/2018.
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно статье 32 Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ).
В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
В силу подпункта "г" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Судами установлено, что ГУП КК "Кубаньводкомплекс", обращаясь 24 апреля 2019 года в тарифный орган о корректировке тарифа на 2020 года, заявило, в том числе о необходимости учета потерь воды, который по собственным расчетам административного истца по факту в 2018 года составил - 54, 1 %, по факту в 2019 года - 53, 8 %, по плану в 2020 году - 52, 77 %, при утвержденном регулятором на 2020 год показателе "уровень потерь воды" - 38, 2%.
При этом в качестве обоснования рассчитанного процента уровня расходов и потерь воды ГУП КК "Кубаньводкомплекс" предоставило в РЭК производственную программу ГУП КК "Кубаньводкомплекс" РЭУ "Таманский групповой водопровод" в сфере холодного водоснабжения (питьевое, (техническое) водоснабжение, транспортировка воды) за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
В данном документе в частности указано, что объем поднятой воды в 2018 года составил 8 140, 87 тыс. куб. м, объем воды, используемой на собственные нужды водозабора - 310, 955 тыс. куб. м, объем отпуска в сеть - 7 758, 94 тыс. куб. м, объем реализации товаров и услуг по приборам учета - 3 740, 52 тыс. куб. м, в связи с чем, объем расходов и потерь воды составил - 4 400, 35 тыс. куб. м, что соответствует 54, 1 %.
Вместе с тем, представитель административного истца и свидетель в суде апелляционной инстанции подтвердили, что иной расчет потерь воды в тарифный орган не предоставлялся, полагают, что информации, изложенной в производственной программе достаточно для рассмотрения регулятором заявления о корректировке тарифа.
Решением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 года отказано в пересмотре в сторону увеличения показателя потерь воды (с 38, 2 % на 52, 77 % за 2020 год).
Тарифная комиссия пришла к выводу, что плановый объем добычи воды сформирован исходя из фактического объема реализации услуг в базовом периоде и планового объема подключаемых в 2020 г. объектов капитального строительства (определенного по инвестиционной программе предприятия), а также уровня обоснованных расходов и потерь воды в системе коммунального водоснабжения, принятого в рамках плана долгосрочного периода регулирования (38, 2 % от общего объема подачи воды).
РЭК Краснодарского края, оставляя оспариваемый показатель на прежнем уровне, исходило также из того, что ГУП КК "Кубаньводкомплекс" не предоставлен расчет расходов и потерь воды, выполненный в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 октября 2014 года N 640/пр (далее - Методические указания N 640/пр).
По мнению административного ответчика, представленная производственная программа с указанием численного значения планового показателя фактических потерь и расходов воды не может быть принята, поскольку не содержит технологически обоснованных показателей в соответствии с показателями, определенными разделом III "Структура расходов и потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды" Методических указаний N640/пр.
Пунктом 30 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. N 1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации (пункт 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также практики оценки обосновывающих материалов, и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для корректировки тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.
При этом на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Судами учтено, что ГУП КК "Кубаньводкомплекс", являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг.
Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
В связи с непредставлением ГУП КК "Кубаньводкомплекс" экономического обоснованного расчета расходов и потерь вода при ее производстве и транспортировке, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований по оспариваемому показателю уровня нормативных неучтенных расходов и потерь воды.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 мая 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальмановой Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.