Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Закарая И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Закарая И.А. к призывной комиссии администрации муниципального образования "Город Майкоп" об оспаривании решения о призыве на военную службу от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснения Закарая И.А, судебная коллегия
установила:
Закарая И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - призывная комиссия) от 22 октября 2020 года о призыве на военную службу; обязать призывную комиссию принять решение об освобождении Закарай И.А. от призыва на военную службу.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 10 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года решение от 10 сентября 2021 года отменено, производство по делу - прекращено.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 4 апреля 2022 года, Закарай И.А. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Апелляционное определение является незаконным и необоснованным. Допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением от 19 апреля 2022 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях на кассационную жалобу призывная комиссия просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, Закарай И.А. поддержал доводы кассационной жалобы, просил принятое апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Закарай И.А, 1999 года рождения, состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Майкопа Республики Адыгея.
В период осеннего призыва 2020 года Закарай И.А. проходил медицинское освидетельствование по результатам которого ему была определена категория годности к военной службе "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
29 декабря 2020 года решением призывной комиссии Республики Адыгея (протокол N32) отменено решение призывной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" (протокол N 11) от 22 октября 2020 года о призыве Закарая И.А. на военную службу, отменено.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные исковые требования, пришел к выводу о том, что поскольку согласно проведенной по назначению суда комиссионной судебно-медицинской экспертизы у Закарая И.А. по результатам рентгентовского исследования обеих стоп с функциональной нагрузкой установлено наличие продольного плоскостопия обеих стоп с артрозом таранно-ладьевидного сустава I степени, и что данное заболевание квалифицируется как плоскостопие III степени и относится к категории годности к службе "В" - ограниченного годен к военной службе, то решение призывной комиссии от 22 октября 2020 года признано незаконным.
Вместе, с тем согласно ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в ч. 5 и 6 ст. 39, ч. 6 и 7 ст. 40, ч. 1 и 2 ст. 194 настоящего Кодекса (часть 1). Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (ч. 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с тем, что решением призывной комиссии Республики Адыгея от 29 декабря 2020 года (протокол N32) решение призывной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" от 22 октября 2020 года в отношении Закарая И.А, 1999 года рождения отменено, судом апелляционной инстанции производство по делу было прекращено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 5.1, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе"), п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции производство по делу подлежало прекращению, в связи с отменой решения призывной комиссии муниципального образования "Город Майкоп" от 22 октября 2020 года, поскольку права, свободы и законные интересы административного истца были восстановлены в полном объеме.
Оснований не соглашаться с данным выводом суда апелляционной инстанции не имеется, так как вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу, приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года подлежит отмене.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 1 февраля 2022 года определением от 19 апреля 2022 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 мая 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.В.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.