Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жемчужниковой В.П. на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Жемчужниковой В.П. к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, Сенченко А.В, Телюк А.В, Паковой В.А. об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснения Жемчужниковой В.П, представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности Языджан А.И, судебная коллегия
установила:
Жемчужникова В.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должностным лицам Сенченко А.В, Телюк А.В, Паковой В.А. о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления на ознакомление решения собственников помещения в многоквартирном доме N32, расположенном в "адрес" и приложений к протоколу общего собрания собственников помещений от 11 марта 2019 года N 1/2019, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем обеспечения ее ознакомления с указанными документами.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 года решение от 29 ноября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 апреля 2022 года, Жемчужниковой В.П. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новый судебный акт, которым административный иск удовлетворить. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 25 апреля 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, Жемчужникова В.П. поддержала доводы кассационной жалобы, просила принятое решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административный иск удовлетворить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности Языджан А.И. возражал против доводов кассационной жалобы, просил принятое решение первой инстанции и апелляционное определение оставить в силе, в кассационной жалобе отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу ч. 1 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жемчужникова В.П, являясь собственником квартиры N 95 в многоквартирном жилом доме N32, расположенном в "адрес", 2 сентября 2021 года обратилась в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о предоставлении для ознакомления протокола общего собрания собственников нежилых помещений от 11 марта 2019 года N 1/2019 по итогам очно-заочного голосования собственников, проведенного с 14 июня 2018 года по 13 марта 2019 года.
В письме начальника отдела правового обеспечения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 29 сентября 2021 года Жемчужниковой В.П. разъяснен порядок ознакомления с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 11 марта 2019 года, путем ознакомления с его резолютивной частью, и бюллетенем заявителя, назначены день и время ознакомления.
Заявитель Жемчужникова В.П. также проинформирована о том, что копия испрашиваемого к ознакомлению протокола общего собрания размещена в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства, в связи с чем собственники помещений многоквартирного жилого дома вправе ознакомиться с указанными документами в "ГИС ЖКХ", предварительно зарегистрировавшись на портале "Госуслуги" и получив подтвержденную учетную запись.
Кроме того, в указанном письме заявителю сообщалось, что обязанность по обеспечению видео и фотофиксации протоколов общих собраний собственников жилья в многоквартирном доме, предоставление их копий действующим законодательством на госжилинспекцию не возложены.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что в листах голосования и решений собственников помещений, принявших участие в общем собрании собственников, содержатся персональные данные иных собственников имущества в многоквартирном жилом доме (т.е. информация, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что предоставление запрашиваемых документов в полном объеме и ознакомление с содержащейся в них информацией приведет к нарушению законных прав и интересов лиц, чьи персональные данные будут указаны в перечисленных выше документах.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных", пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, поскольку действия Инспекции согласуются с требованиями закона, права Жемчужниковой В.П. действиями административного ответчика не нарушены, ответ на обращение дан уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки, право административного истца на ознакомление с запрашиваемыми документами не ограничено.
Согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал принятое решение законным и обоснованным, дополнительно указал следующее.
Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В силу п. 2 и п. 3 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 46, ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии у административного ответчика обязанности по раскрытию информации, содержащей персональные данные иных лиц.
Между тем, объем и перечень документов, в пределах которых они могут быть представлены для ознакомления, должен быть определен в пределах взаимно корреспондированных прав административного истца и обязанностей административного ответчика.
Как установлено судом первой инстанции, что государственной жилищной инспекцией Краснодарского края заявителю Жемчужниковой В.П. разъяснены порядок и пределы ознакомления с запрашиваемыми документами, назначены дата и время ознакомления с ними, то есть соблюдены все установленные законом предписания действующего законодательства с учетом взаимно корреспондирующих прав сторон.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции обосновано указано, что реализация такого права допустима ровным счетом в пределах тех разъяснений, которые были предоставлены заявителю Жемчужниковой В.П. государственной жилищной инспекции, исключая допущение нарушения таких прав иных участников жилищных отношений.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, и закон, подлежащий применению, верно установилюридически значимые обстоятельства по делу, законно распределив бремя доказывания между сторонами и надлежащим образом оценив собранные по делу доказательства, постановилзаконное и обоснованное решение.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
Судебная коллегия считает необходимым также указать следующее, в силу части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том числе: требований к использованию и сохранности жилищного фонда; требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1 статьи 20 ЖК РФ).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено "Положение о государственном жилищном надзоре", в соответствии с пунктами 10, 11 которого органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Разделом 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" утверждены требования к информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Согласно статье 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества (часть 1).
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (пункт 7 части 3 статьи 143.1 ЖК РФ).
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по ознакомлению собственников помещений в многоквартирном доме с документацией, подтверждающей итоги голосования, а также обязанность раскрытия иной информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации, установлена для органов управления товариществом собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами и организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции находит подтверждение, того, что оспариваемый отказ вынесен в пределах компетенции Управления, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречит закону и не нарушает прав и интересов административного истца.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара от 29 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.