Дело N 2а-1234/2021
г. Краснодар 25.01.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.11.2021 кассационную жалобу Елусовой Т.В. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.05.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.09.2021 по административному делу по административному иску Елусовой Т.В. к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, заинтересованные лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент сельского хозяйства г. Севастополя о признании незаконными действий уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Елусовой Т.В. по доверенности ФИО, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Елусова Т.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя (Департамент), выразившиеся в неуказании в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером N границ, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований Елусова Т.В. сослалась на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 53449 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства.
Для осуществления на участке проектирования и строительства объектов капитального строительства административный истец обратилась в Департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (градостроительный план, ГПЗУ).
21.12.2020 административным ответчиком выдан градостроительный план без указания границ, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства.
Административный ответчик безосновательно, по мнению административного истца, указал, что земельный участок расположен на территории сельскохозяйственных угодий.
Ссылаясь на нарушение своих прав, Елусова Т.В. просила об удовлетворении административного иска.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.05.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.09.2021, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе Елусова Т.В. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы указывает на то, что дело рассмотрено судами в отсутствие доказательств расположения земельного участка с кадастровым номером N в зоне сельскохозяйственных угодий.
Кроме того, из представленной суду апелляционной инстанции выкопировки части Генерального плана г. Севастополя также не следует, что указанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий.
Кассационная жалоба рассмотрена без участия иных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы кассационный суд приходит к следующему.
В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Состав информации, содержащейся в ГПЗУ, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Из содержания пункта 2 статьи 77 ЗК РФ следует, что в составе земель сельскохозяйственного назначения помимо прочего выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (часть 1 статьи 79 ЗК РФ).
В соответствии с Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, являющейся Приложением к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя", вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, соответствует виду разрешенного использования земельного участка 1.0 "Сельскохозяйственное использование".
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, содержание такого вида разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование, наряду с иным включает в себя и размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из того, что при подготовке ГПЗУ Департаментом было установлено, что согласно Генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, рассматриваемый земельный участок полностью расположен в зоне сельскохозяйственного назначения: виноградники/плодовые сады и т.д. По данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий, что исключает возведение на нем любого рода строений, в связи с чем оспариваемые действия уполномоченного органа являются правомерными.
В ходе апелляционного пересмотра дела судебная коллегия согласилась с выводами районного суда, указав также на то, что действующее законодательство не предусматривает процедуры отмены или изменения градостроительного плана, представляющего собой, по сути, информационный документ, не устанавливающий каких-либо прав либо ограничений.
Такой вывод сделан без учета правового регулирования спорных правоотношений и фактических обстоятельств дела.
Из содержания части 1 статьи 57.3, пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ в их взаимосвязи следует, что ГПЗУ является документом, без которого невозможно освоение земельного участка, в частности, реализация субъектом градостроительной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Следовательно, от достоверности сведений, отображенных в градостроительном плане, напрямую зависит возможность реализации права землепользования.
В части 2 статьи 57.3 ГрК РФ законодатель указал на то, что источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка помимо иного являются, как сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, так и в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Предметом обжалования по настоящему делу является не градостроительный план как таковой, а действия административного ответчика по невключению в него сведений о границах возможного строительства.
При этом бремя доказывания соответствия закону оспариваемых решений, действий (бездействия) процессуальным законом возложено на принявшие (допустившие) таковые публичный орган, должностное лицо (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Материалами дела подтверждается, что Елусова Т.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 53449 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", категория не установлена, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Данные сведения содержатся в выписке из ЕГРН по состоянию на 13.11.2020.
21.12.2020 Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя выдан градостроительный план названного земельного участка без указания границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства. В ГПЗУ изложены сведения о том, что границы, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства, на чертеже не указаны в связи с расположением участка на территории земель сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственных угодий по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Между тем, упомянутая выше выписка из ЕГРН свидетельствует о присвоении земельному участку вида разрешенного использования, не исключающего размещение на нем зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а выписка из ИСОГД (включающую сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах), на которую сослался Департамент в обжалуемой части ГПЗУ, в дело не представлена.
На данное обстоятельство административный истец ссылался в течение всего судебного разбирательства, что оставлено судебной коллегией без внимания. Суд апелляционной инстанции, как и районный суд, не истребовал сведения из ИСОГД а равно и актуальную выписку из ЕГРН, следовательно, не проверил оспариваемые действия на соответствие закону, и, как следствие, в нарушение положений статьи 308 КАС РФ не осуществил пересмотр дела в полном объеме, что свидетельствует о необоснованности постановленного судебного акта и наличии оснований для его отмены.
При таких обстоятельствах кассационный суд полагает целесообразным возвратить административное дело на стадию апелляционного рассмотрения в ином составе суда, кассационную жалобу на решение суда первой инстанции в этой связи оставить без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.09.2021 отменить.
Административное дело N N направить на новое апелляционное рассмотрение в Севастопольский городской суд в ином составе суда.
Кассационную жалобу Елусовой Т.В. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.05.2021 оставить без рассмотрения по существу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.